Заслуга женщин

Дата: | Автор: Леках Тов | версия для печати версия для печати
2537
заслуга женщин

«Звулун у берегов моря обитает» (Берешит, 49:13).

Говорит Мидраш (Ялкут Шимони 161): «Звулун – у берегов моря – занят торговлей, а Иссахар – Торой. Оба они вместе в этом мире и в Мире Грядущем».

Рав Элияу Лопиан приводит слова наших мудрецов о стихе (Дварим, 33:18) «Радуйся, Звулун, выходя, и Иссахар – в шатре твоем». Как будто сказано Звулуну, чтобы выходя из нашего мира в Мир Истинный, не тревожился он об уделе своем. Пусть радуется, ибо уготован ему добрый удел в Ган-Эдене. Ибо Иссахар в шатре твоем – то, что Иссахар сидит в шатре Торы – в твоем шатре – в этом твоя заслуга. Ты, поддерживая его, сделал так, что он может заниматься Торой, поэтому «радуйся, Звулун, выходя» – из мира.

Нечто подобное говорится и в Талмуде (Брахот, 17). Спрашивают мудрецы: «Чем удостоились женщины Мира Грядущего?» и отвечают: «Тем, что они ждут своих мужей, пока те не вернутся из дома учения, и тем, что отправляют своих сыновей в синагоги». (Было принято тогда учить детей в синагоге – Раши).

В связи с этим замечает р. Йонатан из Праги, что на женщин распространяются все запреты Торы. Также и предписывающие заповеди, не связанные с определенным временем, они обязаны выполнять наравне с мужчинами. Если так, то в чем вопрос Талмуда – чем они удостоились? Отвечает рабби Йонатан, что, хотя у них и есть достаточно заслуг, но заслуги Торы, от изучения которой они освобождены, им не хватает. Поэтому мудрецы и спрашивают «чем они удостоились». Однако, отвечает Талмуд, поскольку они отправляют сыновей своих и ожидают мужей, выходит, что есть у них и заслуга Торы.

В святой книге «Зоар» (Трума) приводится история о том, как рабби Хия и рабби Аба остановились в одном доме на ночлег. В полночь, когда все в доме спали, р. Хия и р. Аба встали, чтобы заниматься Торой. Услышав их, проснулась дочь хозяина, встала и зажгла для них свечу, а сама осталась стоять неподалеку, прислушиваясь к словам Торы.

Рабби Йоси начал <свое толкование> (Мишлей, 6): «”Ибо свеча – заповедь, и Тора – свет, и путь жизни – увещевание наставлением”. Ибо свеча – заповедь: за каждую заповедь, которую человек исполняет, ставят для него свечу, чтобы светила ему в мире грядущем. И Тора – свет: тот, кто занимается Торой, удостоится высшего света, от которого зажигают свечи его. И поскольку нет проку в свече без света и нет света без свечи, выходит, необходимо и то и другое. Если так, нужно исполнять заповеди, чтобы прибавить свечей, и заниматься Торой, чтобы дать им свет. Благо тому, кто занят и светом, и свечами». Затем продолжил он свою речь. И вдруг, оглянувшись, увидел дочь хозяина.

И тогда добавил: «”Ибо свеча – заповедь”. Свеча – заповедь, которой удостоились женщины, свеча Субботы. И хотя женщины не обязаны изучать Тору, и, казалось бы, где им взять свет для своих свечей, все же свет Торы их мужей светит в их свечах».

Услышав эти слова, дочь хозяина расплакалась. И отец ее, который к этому времени тоже проснулся и услышал от дочери слова мудрецов, заплакал вместе с ней. Когда увидел р. Йоси, как они плачут, спросил отца: «Может быть, твой зять, муж дочери, не удостоился того, чтобы учить Тору?» «Правда, – ответил ему отец, – об этом мы плачем уже не первую неделю». И рассказал: «Я искал для своей дочери жениха, сведущего в Торе. Однажды увидел юношу, стоящего на крыше синагоги. Когда стали в синагоге произносить кадиш, юноша хотел слушать его вместе со всеми в синагоге. Чтоб успеть попасть внутрь, ему нужно было прыгнуть с крыши. Так он и сделал, и присоединился к общине. Когда я увидел это, решил, что он, несомненно, велик в Торе. Сразу же, как только люди покинули синагогу, отдал я ему в жены свою дочь. Хотя он был еще слишком молод, и я не знал его. Но затем оказалось, что даже благословение после еды он не может произнести».

Между тем проснулся и сам зять хозяина. Пришел он и сел перед мудрецами. Присмотрелся к нему рабби Йоси и сказал: «Вижу я, что этот отрок принесет в мир великий свет Торы. Он или его сын». Услышав это, молодой человек улыбнулся и ответил: «Послушайте меня, господа мои». И перед тем, как произнести слова Торы, рассказал им, что в силу своего юного возраста, он принял на себя обет в течение двух месяцев не произносить слова Торы в присутствии других. Срок обета истек сегодня. «Теперь же, раз оказались вы в нашем доме, скажу перед вами слова Торы».

Эти слова «Зоара» объясняют нам, в чем состоит вклад и заслуга женщин в заповеди изучения Торы, напоминая о том, что, помогая мужьям, они также удостаиваются света Торы.

Перевод – рав М. Гафт

2 КОММЕНТАРИЕВ

  1. А если женщина все таки интересуется Торой и Каббалой, это разве запрещено?

    • Нет, интерес к Торе вообще — часть еврейского воспитания, женщины обязаны знать все законы, касающиеся их, и также естественно, что все слова Торы обращены также и к ним, поэтому учить Тору, интересоваться — очень важно и правильно.

      Что касается Каббалы, то к сожалению, практически все, что подается под этим названием — это либо бред, либо фальсификация, либо неправильные интерпретации тех, кто думает, что уже все постиг, и таких лже-«учителей» очень много. Есть часть в Каббале, которая является тайной частью Торы, передается немногим избранным и не распространяется «в массы», и есть «доступная» часть Каббалы, но и ее не так легко понять!

      Кроме того, у нас есть много книг и комментариев к Торе, которые да можно учить, хотя они и основаны на идеях каббалы — например, книги Рамхаля. Вообще, чтобы правильно понимать еврейскую мудрость, очень важно, чтобы источник — учитель — был праведным человеком, соблюдающим все заповеди, и верно передающим нашу Традицию. И это намного лучше, чем читать самому, многие вещи невозможно понять правильно без комментариев наших мудрецов или без объяснений учителя — даже в письменной Торе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here