С недавних пор каждый вечер я вспоминаю прошедший день. Одна за одной сменяют друг друга картинки событий — с самого раннего утра и до самого позднего вечера — и все вместе они складываются в один поразительный пазл, который я беру с собой в страну снов.
Вчера вечером я лежала в темной детской, а мерные посапывания моего младшенького, лежавшего рядом, наполняли мое сердце нежностью.
Вдруг я услышала тихую и знакомую мелодию. Одна из моих дочерей пела песню, которую она только несколько дней назад разучила на уроке вокала. Это была старая песня Узи Хитмана про Всевышнего и про мир, наступление которого мы все еще ждем. Песня эта в одночасье отбросила меня на двадцать лет назад, когда ее так же тихо и совсем рядом пела моя лучшая подруга Кейла. Я вдруг почувствовала, как нежность еще больше заполнила мое сердце и меня всю, а потом она вылилась наружу и заполнила собой всю детскую комнату, всю улицу и весь мир.
В этот шаббат мы начинаем читать новую книгу Торы — Шмот.
Без всякого сомнения, это самая драматичная книга Торы. Евреям в ней придется пережить многое, страдать, терпеть увечья, а некоторым даже умереть. Но начинается книга с имен. Всевышний перечисляет имена потомков Яакова — считает их так же, как считают золотые монеты или бриллианты — и в перечислении этом проявляется Его любовь и нежность. Именно любовь эта — начало всего и залог того, что в конце книги нас ожидает хеппи-энд.
На дворе месяц тевет. Именно в этом месяце Эстер вошла к Ахашверошу. Мудрецы объясняют, что все дело в том, что в тевете — в самый разгар зимы — холодно и «тела людей греются друг об друга». Согласитесь, гораздо приятнее обниматься со знакомыми на улице в середине тевета, а не в середине ава, например.
Мне кажется, сейчас самое время вспомнить имена своих друзей и близких, вспомнить тех, кого мы давно не обнимали — в реальности или онлайн — и наверстать упущенное.
Ведь если холода посылают, значит это кому-нибудь нужно.
Кроме того, сегодня — 20 тевета — йорцайт великого еврейского мудреца — раби Моше бен Маймона — Рамбама.
Лично для меня Рамбам — это тоже любовь. Любовь ко Всевышнему и любовь к евреям. Ведь «от Моше до Моше не было подобного Моше». А еще Рамбам — это маленький мальчик, который не озлобился, не зачерствел душой, и передал всем нам важное послание: любите своих детей (и себя самих) такими, как они есть. Евреи, не жалейте любви, ласки и заварки.
Ну и напоследок хочу пожелать вам хорошего шаббата, крепкого сна, вкусных печенек, горячего чая и много-много тепла и любви. И пусть все заканчивается исключительно хеппи-эндом.