Единство народа Израиля и четыре вида растений в Суккот

Дата: | Автор: Рав Игаль Полищук | версия для печати версия для печати
658

Есть великое достоинство, которое называется единство народа Израиля.

В главе Везот аБраха в Симхат Тору мы будем читать об этом, как сказано: «И будет царь в народе Израиля, когда соберутся главы народа, вместе — колена Израиля». И объясняет Раши, что, когда наш народ объединяется — это причина того, что с нами находится Царь (Всевышний), причина присутствия Шхины среди нас.

Есть особенный день в году, когда наш народ объединяется — это Йом Кипур. В самом начале этого дня, перед Коль Нидрей, выносятся два свитка Торы, и провозглашается, что «разрешено молиться вместе с преступниками». По большому счету, Йом Кипур — великий день объединения нашего народа.

Но есть продолжение этого объединения, которое происходит в Суккот.

В Суккот мы берем четыре вида растений. Как объясняет мидраш, в том, какие растения выбраны, скрыт намек на наш народ:

Среди них есть этрог, плод, у которого хороший вкус и приятный запах, и он символизирует людей, которые изучают Тору и делают много добрых дел.

И есть еще три части нашего народа… Адас, который имеет приятный запах, но не имеет плодов, лулав, у которого есть плоды — финики, но нет запаха, и арава, у которой нет ни того, ни другого…

Им соответствуют остальные три части нашего народа — те, у кого есть Тора, но нет подобающего количества добрых дел, те, у кого есть только добрые дела, и те, у кого, подобно араве (иве), нет ни того, ни другого.

И в Суккот, когда мы возносим арба миним, мы объединяем все четыре вида. Но важно понимать, как мы их объединяем.

Тот, кто подобен этрогу — праведник и мудрец, не сможет, не станет «дружить» с тем, кто, подобно араве, не имеет ни Торы, ни добрых дел… Поэтому и этрог при объединении всех растений не привязывается к остальным трем видам, но при этом он — вместе с ними.

Что это означает? Истинные мудрецы и праведники Израиля всегда думают, заботятся и молятся обо всем нашем народе. И в этом проявляется их единение.

Суккот — это время единения нашего народа.

Еще один аспект связан с суккой. Сказано в Гмаре, в трактате Сукка — «Имя Всевышнего осеняет сукку». Это закон, из-за этого мы не можем пользоваться схахом (покрытием сукки) для каких-либо других нужд… В этом заложена очень глубокая идея. В Биркат а-мазоне в праздник мы добавляем слова «арахаман, у яким лану эс сукас Довид анофелес» — Милосердный, Он восстановит нам падающую сукку Давида. Под «суккой Давида» имеется в виду Храм.

Храм называется «сукка». То есть, мы просим у Всевышнего удостоиться присутствия Шхины. А оно, в свою очередь, требует объединения еврейского народа — как мы упомянули в самом начале, «ваийе биЙишурун мелех» — И будет царь в народе Израиля — будет присутствовать в народе Всевышний, когда все евреи объединяются.

И это «объединение» не означает, как я уже говорил, что мудрец Торы и праведник будет «за панибрата» с каким-то человеком, очень далеким от этого уровня, но от нас требуется забота и молитва обо всех. И также требуется, чтобы весь народ Израиля по-настоящему уважал и чтил и мудрецов Торы, и праведников, даже если он далек от них по уровню, и в этом проявляется единство нашего народа.

Когда есть единство нашего народа, в нем присутствует Шхина. Шхина присутствует, когда есть радость, и Шхина называется причиной радости.

Сказано про мужа и жену, что «если удостоились, Шхина присутствует в их доме» — и это Присутствие добавляет настоящей радости в наших домах.

Сегодня у нас нет возможности построить Храм, но построить Храм в наших домах — мы да можем, и обязаны!

Когда в Суккот мы просим Всевышнего о восстановлении Храма — есть Храм, который мы можем построить сами!

Мы можем сделать наши дома домами Торы, домами мира и любви между супругами… Когда еврейский дом ведется как положено по закону, когда в нем есть скромность, исполнение законов взаимоотношений между людьми, законов личной жизни — тогда этот дом наполняет Шхина, и он наполняется радостью.

Желаю вам, и всему нашему народу, чтобы Всевышний услышал нашу молитву — арахаман у яким лану эс сукас Довид анофелес — и мы удостоились строительства Храма уже в этом году, а пока он еще не построен, — чтобы Шхина присутствовала в наших домах, в местах, где мы изучаем Тору, как сказано «человек, изучающий Тору — Шхина с ним»…

Всего хорошего!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here