Кдошим — День победы и день независимости

Дата: | Автор: Рав Игаль Полищук | версия для печати версия для печати
1803

День победы и день независимости — давайте коснемся этих двух дат в свете того, что сказано в наших недельных главах — Ахарей мот и Кдошим.

Если говорить о Дне победы — со дня разрушения Храма вряд ли наш народ пережил катастрофу страшнее, чем уничтожение европейского еврейства. Наш народ был отдан на растерзание созданиям, которые хуже зверей… надо понять, что это и откуда это.

Второе — так называемый день независимости, Йом аАцмаут. В чем был смысл провозглашения этого дня? Люди, которые его создали, хотели уйти от ига народов мира. У нас есть понятие галут — изгнание, оно означает, что над нами царствуют другие народы. Это те четыре царства, которые видел в своем пророчестве Даниэль… четыре галута. Галут имеет несколько аспектов. Один из них — наше изгнание со Святой Земли, другой — то, что мы находимся под властью других царств, у них в подчинении. Более того, они причиняют нам очень много зла.

В наших недельных главах есть одна большая тема — запрет разврата, связей между родственниками и некоторых других, описание разницы наказаний и так далее. И есть еще ода вещь, которая повторяется дважды: Вс-вышний говорит, если вы будете оскверняться этими связями, и осквернится (ими) земля, Я взыщу за этот грех, — и что будет дальше? — «и земля исторгнет из себя своих жителей»…

О Святой Земле сказано, что она не терпит нарушителей! Более того, даже если это неевреи, она все равно не терпит их, если они нарушают заповеди! Из-за этого в свое время кутим, которые были насильно поселены на Земле Израиля, страдали от того, что их поедали львы — пока они не приняли гиюр… Это повторяется дважды в прошлой недельной главе (стихи 18:25 и 18:28): чтобы не выплюнула эта земля вас, как прошлых (осквернителей), и еще раз повторяется в главе Кдошим — соблюдайте мои законы и установления, чтобы не выплюнула земля эта вас…

Есть личное наказание каждого нарушителя, а есть наказание народа в целом. За нарушение этих запретов Тора упоминает о наказании карет, и — на уровне общества, народа — о наказании изгнанием. Чтобы понять связь между духовным искоренением-карет и изгнанием, стоит упомянуть слова Виленского Гаона о том, что со дня разрушения Храма и изгнания со Святой Земли мы как-бы находимся в могиле. То есть, наше существование в изгнании — это не жизнь, Гаон сравнивает это состояние со смертью!

То есть, если мы хотим избежать первого аспекта галута — изгнания из Святой Земли — то в этом нам поможет не армия, не военная сила, а если мы изживем из себя, из среды нашего народа — разврат.

После предупреждения об изгнании из Святой Земли, Творец говорит: Я Вс-вышний, который выделил вас из других народов, — и даются законы запрещенной пищи, и дальше сказано — будьте Мне кдошимсвятыми, ибо свят Я, аШем — и выделю Я вас из других народов, чтобы быть Мне. Раши говорит тут страшную вещь: если вы выделены из других народов — Вы — Мне, а если вы не выделяетесь из народов мира — вы под Невухаднецаром и его последователями. Здесь упомянуты оба аспекта изгнания — и жизнь вне Святой Земли, и подчинение чужим царям… Мы должны знать, что галут, изгнание — это очень непростая вещь, это не просто отсутствие умения нашего народа собраться, приехать на свою землю, установить армию и т. д.

Есть некоторые разговоры, которые, если не задуматься над ними, звучат убедительно — «раньше, когда у нас не было государства и армии, мы были без защиты, а теперь, когда все это есть — мы способны защитить евреев во всем мире!» Но ведь до разрушения Храма и изгнания — у нас все это было! И государство, и независимость, и армия… И мы вели войны, и выигрывали — это известный исторический факт, что самая тяжелая из войн Римской империи была Иудейская война. В чем же дело?

Когда пришли злодеи — Невухаднецар, а потом Тит — откуда они взяли свою силу? Их сила навредить нам, уничтожить нас, уходит корнями в наши грехи — из них, из силы нашего зла — черпают они свою силу.

Если вдуматься в историю Рейха — в двадцатых годах был такой Пивной Путч в Мюнхене. Мог ли хоть кто-нибудь себе представить, что этот полу-сумашедший будет иметь хоть какую-то реальную силу? Откуда он получил силу? В глазах окружающих народов немцы были культурным, просвещенным народом… откуда взялось все это? Это зверство, жестокость, безумная одержимость… Причина — в наших грехах, в отходе евреев от Торы, увлечении коммунизмом и всякими другими «измами», то, что евреи погрязли в разврате и в других запрещенных вещах…  Это то, о чем предупреждает нас Тора, о чем говорит Раши — если вы отделены от других народов, вы — Мои, если вы погрязли в том, чем заняты другие народы, вы — Невухаднецара и его «приятелей» — у него их много, это и Тит, и Богдан Хмельницкий, и Гитлер, и многие другие… Сами по себе они не имеют никакой силы — у них есть сила зла, а сила зла питается нашими грехами.

Неспроста величайшая катастрофа пришла именно из Германии — до этого именно там разразилась духовная катастрофа нашего народа, духовная смерть — Реформа. И она косит наш народ до сегодняшнего дня… Вермахт победили, они подписали абсолютную капитуляцию. А вот причина их силы… Она до сих пор не побеждена. До сих пор нам вредит.

Безусловно, мы должны быть очень благодарны всем тем, кто самоотверженно воевал… Это не вызывает сомнений.

Но когда мы говорим: «День победы» … Ребе из Пясечны, он сам погиб в Варшавском гетто, но его сын — погиб в самом начале войны. Он говорил об этом так: я эту войну уже проиграл. Уничтожение всех центров Торы, хасидизма, — победа? Мы потеряли так много, что это никак невозможно восстановить. То, что Вс-вышний сделал чудо, и спас остаток, и из него восстановил наш народ, это безусловно великое милосердие, но саму эту Войну — мы проиграли. Причем проиграли еще задолго до войны, когда отошли от Торы, когда соблазнились всякими -измами, идеями, и отошли от сказанного в наших недельных главах…

Каждый из нас должен стремиться к тому, чтобы зло было полностью побеждено. Но как нам способствовать этому? Наша доля в этом — возвращение к Торе, к близости к Творцу. Нам надо увидеть корни наших бед, и их надо ликвидировать. А если мы этого не делаем, то вопрос — кто кого победил? От кого мы независимы?

Тора — вечна, если она говорит, что «когда вы не выделяетесь из народов, не отделяетесь от всей мерзости, вы — под Невухаднецаром и его «приятелями»», то это так, и не изменяется от провозглашения независимости! То, что Вс-вышний после Катастрофы явил большие чудеса и восстановил нашу общину на Святой Земле, охраняет и защищает нас — это, безусловно, великая милость Творца, ради всех тех праведников, которые были, есть и будут… которые трудятся над Торой на Святой Земле. Но надо понять, что если мы хотим не-быть под Невухаднецаром и иже с ним  — надо повлиять на корни!