В иудаизме мы да верим, что каждое действие человека имеет огромное влияние на мироздание. При этом мицвот — это буквально «система управления полетом», то есть, непосредственно прямое, целенаправленное влияние на мироздание.
Можно посмотреть на это с двух точек, причем одна не исключает другую: человек может либо решать каждую проблему «по мере поступления», либо — постараться повлиять на корень проблемы.
В отличие от всех остальных праздников, на Песах у нас есть целая Агада, которая конкретно, пошагово, объясняет что и как делать.
Как объясняет рав Пинкус, есть только один врач, который смотрит не только «на что жалуетесь», а абсолютно все органы, с головы до пят. Это врач, который осматривает ребенка при рождении.
Есть особенные моменты в году; особенность Песаха в том — что это «день рождения человека».
Лейль аСедер — это перерождение души. Это рождение человека заново.
То есть, если провести ночь Песаха правильно — можно выйти из нее совершенно другим человеком. Смысл того, что весь Седер крутится вокруг еды, связан с тем, что еда равняется жизни. Без еды организм не может существовать. То, что мы едим, влияет на нас, из этого строится наше тело… То есть, совершенно в прямом смысле, еда — это жизнь.
Как начинается Седер Песах? Вначале мы едим это, потом мы едим то… У нас есть большая мицва — съесть во время Седера мацу… И наконец, самая большая заповедь Песаха — не есть хамец! Все связано с едой!
Интересно, что обычно мы воспринимаем это с точностью до наоборот — про приземленного, бездуховного человека мы обычно говорим «что этому человеку в жизни интересно — духовность или еда?!»
И вот, приходит Песах, самый духовный момент в жизни человека, момент, когда мы можем полностью переродиться, выйти на новый духовный уровень — и все это построено вокруг еды!
Мы можем переродиться не только духовно, но и физически, на уровне тела!
Жизнь тела — это еда. То, что мы едим, как мы едим, что мы впускаем в себя… еда управляет мной, или я — моей едой… Каждый раз, когда перед едой мы говорим браху — мы связываемся со Всевышним посредством простого приземленного действия — поглощения пищи… каждый прием пищи — связь с Б-гом! Мое тело — результат моей духовной работы.
Рав Пинкус, зацаль, говорил, что в самой ночи Песаха присутствует энергия «выхода», и чтобы «выйти» в правильном направлении — достаточно сделать Седер по порядку!
Седер Песах — сделанный просто «по Агаде», без высоких каванот, каждый, кто сделал основные вещи — упомянул три понятия «Песах, Маца, Марор», съел ке-заит мацы, выпил четыре бокала… Можно вытащить из себя — совершенно нового человека!
Можно не просто выйти из своих личных «египтов», но и вообще — переродиться, выйти из физического, духовного — даже тело заново рождается! Но — куда это девается потом?
Итак, как во время родов — шаг за шагом в течение Седера — человек перерождается. Вопрос: куда это все девается после Седера?
Как вы помните, перед рождением с человека берут две клятвы («будь праведным» и «даже если весь мир скажет тебе, что ты хороший — все равно не останавливайся»). В течение беременности, он учит всю Тору в животе у матери. И после этого — его ударяют по губам, и он все забывает. Вопрос — зачем? Зачем учить то, что потом забудешь? Ответ в том, что после того, как ты это учил, даже если забыл — это уже в тебе. И работа вспоминать — отличается от работы приобретать! То есть, это все уже есть в тебе, просто для того, чтобы это «активировать», нужно совершить усилие.
На самом деле, если бы мы проснулись наутро — и обнаружили себя этаким «тестом» — лепи, как и что хочешь — никто бы с этим не справился!
Эта ночь меняет совершенно все. Человеку даются фантастические, огромные возможности. Все этапы Седера — ступеньки, дающие возможность изменить разные аспекты нашей личности, наших качеств, а Шульхан Орех — возможность изменения самого тела…
Можно представить себе, что все эти огромные миры, со всеми их возможностями, «присоединяются» к человеку на каждом этапе Седера… так, что к концу этой ночи он — сплошная бурлящая потенция. Но теперь ему необходимо перевести это из потенциала — в реальность.
Поэтому после Песаха — начинается Сфират аОмер.
Нам дается семь недель по семь дней на то, чтобы «разобраться» с полученным потенциалом, и использовать его. Крайний срок для этого изменения себя — Шавуот. И очень важно не упустить этот шанс!