Менора и устная Тора

Дата: | Автор: Р. Хава Куперман | версия для печати версия для печати
1029
Ханукальный урок рабанит Хавы Куперман «Менора и устная Тора».

Какова скрытая связь между храмовым светильником — Менорой и устной Торой? Почему греки стремились уничтожить именно устную Тору? Почему ими было осквернено все масло для зажигания светильника?

Тьма — символ Греции — на святом языке «хошех«. Это слово можно рассмотреть как аббревиатуру из названий трех животных — хамор (осел), шор (бык), келев (собака). Эти животные символизируют три противостоящие еврейскому народу силы — ишмаэля, эсава и амалека.

Интересно отметить, что эти животные не «плохие» сами по себе, это олицетворение определенных качеств, которые можно использовать и позитивно. Не случайно же бык является также символом Йосефа, осел — символом колена Иссахара, а волк — символ Биньямина — это, практически, дикая собака…

И все эти три силы проявляются в человеке. Каким образом?

Осел — символ материальной отдачи. Впервые он появляется в истории с праотцом Авраамом, это символ силы Авраама — его стремление давать, гостеприимство. Когда люди используют эту силу неправильно, это искаженное использование материи назвается словом «тамэ«, нечистый.

Символика быка — в чем его особенности? Бык это очень сильное животное, но при этом его можно удивительно легко обуздать, наложив ярмо. Это символ страстей, которые, будучи обузданы, могут приносить пользу. Бык как животное, олицетворяющее западную культуру, Эсава — это то понятие «конкуренции» (другими словами, «кинъа», зависть), которое движет ею. «Кинъат иш мереэу» — «зависть людей друг к другу» приводит к развитию всего мира, как сказано в Коэлет.

С другой стороны, зависть приводит и к страшным грехам — последняя из 10 заповедей, ло тахмод (не возжелай), «включает в себя» и предыдущие 4. Поэтому неправильно используемая, эта сила называется «раша«, злодей. Раша — это неправильные межчеловеческие отношения.

Собака — это требование уважения. Собака идет всегда впереди человека, будучи ведомой, делает вид, что она сильнее, что она во главе. Это символ потомка Эсава, Амалека. Слово, описывающее его — зэд (кто такие зейдим, мы обсуждали на прошлом уроке).

Как эти силы связаны с письменной и устной Торой?

Как мы помним, греки совершенно не «спорят» с письменной Торой, они даже переводят ее на свой язык. Вся их борьба — это неприятие устной Торы. Если мы посмотрим на Моше рабейну, то обращает на себя внимание его «косноязычие», на протяжении всей жизни ему тяжело говорить — почему? Одна из причин в том, что Моше рабейну — олицетворение письменной Торы. В отличие от него, брат Моше, первосвященник Аарон — олицетворение Торы устной

продолжение — в видео

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here