Недельная глава Бо

Дата: | Автор: Р. Лора Полищук | версия для печати версия для печати
534
недельная глава
Все египетские казни делятся на несколько групп, в зависимости от того, какая была у них цель.

Первые три — кровь, лягушки и вши. Все они связаны с земной поверхностью — кровь связана с водой, лягушки — вода и земля, вши — земля.

Следующие три — что-то, что «над» землей — дикие звери, мор скота и язвы.

Следующая группа — еще «выше», эти казни уже связаны с небом — град, саранча и темнота.

Что интересно, про эти три казни сказано, что они подтверждают единство Всевышнего. Каким образом? Эти казни демонстрируют полную власть над природой.

Во время казни град, внутри градин был огонь — две несовместимые стихии объединились.

В казни саранчой ветер приносит саранчу, и противоположного направления ветер — уносит ее… Всевышний демонстрирует, что нет «разных» сил, которые противодействуют одна другой (как было принято тогда считать), но все они — подчиняются единому руководству.

Темнота — для египтян, а у евреев — свет, опять две взаимоисключающие вещи объединяются.

Последняя же казнь — единственная, которая является именно наказанием; все остальные несли в себе возможность как-то спастись — ну, попрыгали по тебе лягушки, но перестали же… Ну, кого-то съели дикие звери, а кто-то — остался… Саранча поедает всю зелень — но жизнь продолжается…

Когда египтяне спохватываются? Когда в дома приходит смерть. Причем, мидраш говорит, что египтянки были настолько развратными, что, будучи замужем, вступали в связи с другими мужчинами, в том числе, соблазняли молодых и неженатых… В результате, в одном доме могло быть и по пять первенцев — от разных отцов. И все эти дети, которые являлись первенцами для своих отцов, умирали во время казни первенцев. В Египте начался настоящий мор…

В недельной главе Бо описаны три последние казни — начиная с саранчи.

В прошлый раз мы говорили, что все казни длились семь дней. В общем, каждая казнь занимала месяц — три недели длились предупреждения, и затем неделю — сама казнь.

Про саранчу написано очень интересно: «Ва-янах арбэ бе-гвулот Мицраим». Что это значит? «Янах» — от слова лануах, отдыхать. До этого в Торе встречалось только один раз — в рассказе про Седьмой день, шаббат, где сказано, что Всевышний отдыхал в день седьмой. На основании этой параллели, Бааль а-Турим делает вывод, что это была единственная казнь, которая прекратилась на шаббат. В субботу саранча не «работала».

«Бе-гвулот Мицраим» — в границах Египта — саранча останавливалась четко по границе, шаг дальше — не было ничего. Мы говорили с вами в прошлый раз про соблюдение шмиты в Израиле, и когда в начале основания государства шмиту не соблюдали, год после шмиты было ужасное нашествие саранчи…

Что поразило всех, саранча остановилась на границе земель мошава Коммимиют, где, несмотря на все трудности, полностью соблюдали шмиту.

Саранча, дойдя до их полей — остановилась. То есть, не только ветер ею руководит…

…Есть несколько «облегчений», принятых равом Моше Фаинштейном, которые были приняты либо в отдельном частном случае, либо — исключительно для Америки… Но, к сожалению, они были приняты «на вооружение» многими людьми, часто неоправданно (подробности — в аудио).

Перед казнью саранчой, фараон начинает «торговаться» с Моше, кто и кто пойдет в пустыню? И предупреждает, что евреи идут в пустыню навстречу злу. «Я вижу, что вам навстречу движется звезда, предвещающая кровопролитие» — говорит он. Мидраш утверждает, что фараон сказал в данном случае правду. Но Всевышний «заменил» евреям это кровопролитие — на кровь обрезания, которое сделали все мужчины накануне выхода из Египта.

Подобно этому, фараон также говорит Моше рабейну, «все равно вы все погибнете в пустыне» — он действительно знал, что поколению «от 20 до 60» лет предначертано погибнуть в пустыне. Моше же отвечает ему, «с детьми нашими и со стариками нашими пойдем» — не ты один знаешь об этом предначертании, но мы берем с собой детей — и они выживут, мы берем с собой стариков — и у них тоже есть шанс, т. к. их это предсказание не касается…

Еще одну интересную вещь говорит мидраш про эту казнь — «саранча съела все, что только осталось/успело вырасти после града»… Почему фараон, перед казнью саранчи, хочет, чтобы евреи ему оставили детей?

Говорит мидраш, что в молодом поколении евреев уже была проблема идолопоклонства — они «начали поклоняться деревьям.»

И на это надеется фараон, что если эти, молодые, останутся — их можно будет «воспитать».

Это та ситуация, которую можно было наблюдать под властью коммунистов: когда старики еще соблюдали все, но боялись научить молодых… В результате, вырастает поколение поклоняющихся «идолу коммунизма» — у соблюдающих родителей, дедушек и бабушек… И это то, против чего возражает Моше рабейну — «нет, но с детьми нашими уйдем». И начинается казнь саранчи.

Очень интересное свидетельство этому есть в истории про Воложинскую ешиву:

Продолжение — в аудио

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here