Недельная глава Ваехи

Дата: | Автор: Р. Лора Полищук | версия для печати версия для печати
510
недельная глава

Мы с вами, с Б-жьей помощью, заканчиваем хумаш Берейшит. Наша недельная глава Ваехи — последняя глава в книге Берейшит. Эта глава заканчивается смертью Яакова.

Глава начинается со слов «Ваехи Яаков» — «и жил Яаков»… Интересно, что гематрия слова «ваехи» — 34. Пишет Бааль аТурим: 34=17+17. Что значит «дважды семнадцать»?

Всю свою жизнь Яаков оценивает, в каком-то смысле, по Йосефу — семнадцать первых лет, когда Йосеф был рядом с ним, и семнадцать последних лет его жизни, когда он жил в Египте, возле Йосефа… Это — жизнь Яакова. Все остальное — существование… Тора указывает нам, что Йосеф всегда был и оставался для Яакова — любимым сыном от любимой жены.

Перед смертью Яаков зовет Йосефа, чтобы он позаботился о том, что тело Яакова не останется в Египте. Почему именно Йосеф? Потому что он «власть имущий», он в состоянии позаботиться, чтобы воля Яакова была исполнена.

«И приблизились годы жизни Израиля к смерти» — пишет Раши, что всегда, когда мы встречаем выражение «и приблизились», это значит, что человек прожил меньше, чем его отец. Годы жизни Ицхака — 180 лет, а Яаков прожил 147. Раши пишет очень интересную вещь — «проклятье не пройдет тебе даром» — за то, что Яаков своими словами «приговорил» Рахель, с него были сняты годы жизни. За слова «ло йихъе»«не будет жить (тот, кто взял божков Лавана)» — «йихъе» равняется 33. Не будет у тебя 33 лет…

Дальше мы сталкиваемся с интересной историей, когда Яаков первыми зовет Йосефа и его двоих сыновей — и говорит, что «эти двое будут считаться моими детьми». Это вызывает недоумение.

Первое объяснение приводит Раши: Яаков беспокоится, что при разделе земли Израиля сыновьям Йосефа, рожденным в Египте, не достанется надел. Поэтому он «присоединяет» их к себе, засчитывает в колена Израиля — и в итоге получается, что колено Йосефа получит двойной надел! Двойной надел получает обычно первенец. Здесь мы снова встречаем косвенное указание на первенство Йосефа…

Имена Менаше и Эфраим равняются своей гематрией именам Реувен и Шимон, двум первым сыновьям Яакова. Благословляя их, Яаков перекрещивает свои руки, и кладет правую — на голову младшего сына. (т.к. от него — произойдет Йешуа бин Нун, а от Менаше — династия царей).

Чего удостоились Эфраим и Менаше?

Удивительная вещь — благословляя девочек в шаббат, мы называем имена наших праматерей, и желаем им стать такими же. Благословляя мальчиков, мы упоминаем — Эфраима и Менаше! Мы до сих пор пользуемся той брахой, которую дал им Яаков!

Почему именно они? Уникальность Йосефа, Эфраима и Менаше — это способность выжить в галуте.

Мы помним, что Йеуда уходил от братьев, но он оставался в земле Израиля, недалеко от Яакова. Йосеф находится в изоляции, оторванный ото всех, посреди Египта — и именно там рождаются его дети; выжить одному среди неевреев, среди всех испытаний — и вырастить детей в духе Торы…

Почему Яаков не хотел быть похороненным в Египте? Этому было две причины:

Продолжение  — сколько длился период оплакивания и похоронная процессия Яакова? Благословения колен — благословения это или упреки? Обязанность наставлять детей. Страх братьев перед Йосефом. Смерть Йосефа — в аудио

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here