Недельная глава Итро

Дата: | Автор: Р. Лора Полищук | версия для печати версия для печати
507
недельная глава
Недельная глава Итро начинается с того, что Итро, тесть Моше рабейну, приходит в пустыню, оставив свой важный пост, чтобы присоединиться к еврейскому народу, принять гиюр.

Это один из первых гиюров, которые упоминаются… Заканчивается же глава Синайским откровением — получением Торы, и Десятью речениями.

Интересно, что причиной для такого решения Тора называет то, что Итро «услышал»… О чем же он услышал? «Пришел Итро после того, как узнал о том, что сделал Всевышний еврейскому народу». В предыдущих главах мы много читаем о казнях… но это то, что сделал Всевышний — египтянам… а что же сделал Он еврейскому народу?

У Итро внимание направлено не на то, как Всевышний «расправляется», а на то, как Всевышний спасает…. Он увидел не Всевышнего, который мстит и наказывает, а Всевышнего, который выбрал еврейский народ, и его спасает, и все то благо, которое Он ему дарит.

И сам он говорит об этом так: я увидел. как Б-г вас спас от фараона(1), от египтян(2), от рабства(3), от притеснения(4)… то есть, он не воспринимает это спасение, как одно глобальное действие — он видит множество составляющих, и что каждая из них заслуживает благодарности.

Уметь ценить все, что дает Всевышний, каждую частность Его блага, и благодарить за все — этому мы можем научиться у Итро.

К сожалению, нам это очень свойственно: когда нам хорошо, то просто — хорошо; когда нам плохо, то плохо подробно и с нюансами… Мы не всегда задумываемся о том, что каждая мелочь достойна того, чтобы ее ценить, что все хорошее — не само собой разумеется…

Раши говорит, Итро пришел, потому что услышал о рассечении Ям Суф. И написано «ваихад Итро» — простой смысл слова «ваихад» — восхитился. Но есть еще одно значение, которое очень трудно передать, подобрать русский аналог… Имеется в виду, что он очень испугался.

У Итро, несмотря на то, что он стал гером, есть чувство сопричастности к наказанным египтянам… Отсюда мы учим алаху, которая касается нас всех — при гере не ругают неевреев, потому что ему это будет неприятно.

Почему именно рассечение Ям Суф? Потому что именно там Итро увидел в действии правило мида кенегед мида — так же, как египтяне пытались уничтожить евреев, тем же способом были они и наказаны… это качество точного воздаяния по поступкам привело его к пониманию могущества Всевышнего.

Следующее, на чем хотелось бы остановиться — перед получением Торы о евреях написано «ваихан Исраэль» — «и остановился Израиль», в единственном числе.

На это обращают внимание все комментаторы. Этот момент единства нашего народа — «иш эхад бе-лев эхад» — как один человек с единым сердцем — показывает, что такое единство в народе Израиля в принципе достижимо!

Об этом говорит рав Пинкус в своем комментарии — представим себе единый человеческий организм, что будет, если разные органы посмотрят друг на друга, что они «увидят»?

Продолжение — в аудио

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here