Нисан — пасхальная уборка души

Дата: | Автор: Р. Эстер Оффенгенден | версия для печати версия для печати
1527
пасхальная уборка

Нисан называется в Торе ходеш hаАвив — весенний месяц. Авив состоит из двух слов — «ав йуд-бет», отец двенадцати.

Двенадцать дней от рош ходеш Нисан до Песаха — мы закладываем основы для последующих двенадцати месяцев года. Нисан — это начало месяцев, и в течение нисана мы «лепим» следующий год.

Почему так удачно, что в это время мы делаем никайон песах — пасхальную уборку? Потому что этот никайон — определенный вид само-уборки, само-разборки с помощью мицвот. Как говорит книга Зоар, каждое наше движение рукой во время чистки, каждый скребок в процессе уборки, которая сама по себе — заповедь, — создает нам ангела-защитника.

(Тут важно вспомнить, что в еврейском доме, на самом деле, каждая уборка — заповедь, потому что еврейский дом приравнивается к Храму!)

Месяц Нисан связан с буквой hей. Если хочешь падать — буква hей открыта внизу, но если хочешь подняться — прямого пути нет, нужно еще найти свою (окольную) дорогу — обратно.

Основная работа как месяца Нисан, так и Песаха — насколько я понимаю, что я живу со Всевышним, живу с hей.

Маца называется лехем эмуним, маца — от слова моциют, действительность. Маца — очень настоящая, истинная вещь. Она ровно такая, как она есть, не раздутая, не притворяется ничем другим.

Мидраш приводит следующий машаль: У одного царя было большое царство, и была у него одна проблема с подданными на одном острове — они постоянно друг друга ели! Просто пожирали друг друга. И что он только не делал, чтобы их образумить — прилетал к ним на самолете, спускался с неба, выходил весь в золоте, говорил в громкоговоритель «нельзя есть людей!» — они обалдевали, устраивали праздник в честь чудесного явления царя народу, и на этом празднике — съедали рекордное число человеческих жертв в его честь…

Увидел царь, что таким образом их ничему не научить. И решил он, что группа его приближенных, придворных, должна поселиться среди дикарей, чтобы показать им пример других отношений — пример своей жизнью.

Тут было две проблемы. Первая — чтобы дикари их не съели. Остров состоял из двух частей, разделенных рекой. На меньшей части — поселил царь придворных, чтобы ограждала их река, и вдоль реки — устроил охранную систему на случай нападений… Но зато возможность наблюдать за ними, общаться, учиться от них — у дикарей была.

Вторая, более опасная проблема состояла в том, чтобы придворные не «одичали». Чтобы, живя из поколения в поколение бок о бок, не начали повторять за дикарями, и чтобы не начало им казаться, что они соблюдают какие-то странные ограничения, когда все нормальные люди вокруг — вкусно живут и радуются жизни…

Для этого, сказал царь, должны вы сделать себе один праздничный день в году, когда будете вспоминать, зачем вы здесь, и в чем ваша миссия. Придворных он спустил на остров на парашютах, и они должны были их сохранить… Каждый год, в день прибытия, отцы семейств должны были нацепить парашюты и прыгать с горы на глазах у своих сыновей… тогда дети удивлялись и спрашивали — что это? зачем вы такое делаете? — и в ответ отцы рассказывали им, что это потому, что они, на самом деле, не местные, не аборигены, они живут тут с особой миссией, по поручению царя…

Во время седер песах — у нас есть мицва «веигадта ле-банеха» — «и расскажи сыну своему».

Эта заповедь начинается с первого вопроса, заданного ребенком. Пока ребенок не задает вопроса — нет заповеди! Потому что получить ответ можно, только если будет задан вопрос… (Сказано в Гмаре, «эйн леха ломед Тора, эле мишенишбар алейа» — «нет человека, который выучит Тору, пока об нее не сломается». Пока человеку что-то не помешает, не заденет, он обо что-то в торе не споткнется — все будет влетать в одно ухо…) Поэтому в седер песах можно «чудить» как угодно, лишь бы ребенок удивился и начал задавать вопросы.

Мицвот этого месяца связаны с речью, поскольку качество месяца Нисан — дибур.

Родившиеся в этом месяце, и все мы, когда вступаем в этот месяц, получаем дополнительную силу разговора. Сила разговора в иудаизме — это коах абрия, сила творения. Всевышний творил мир — словами. В этом месяце эта сила — в максимуме. Мы, своей речью, можем творить.

Стихия этого месяца — огонь. Знак месяца талэ — ягненок. Орган тела — череп, что символизирует начало года, и — силу управления. Люди, родившиеся в Нисане, обладают «царскими» качествами — силой убеждения, верой в себя, силой вести за собой; в отрицательном проявлении — гордость и чувство собственной значимости, эгоизм.

Одна из целей предпасхальной уборки — помочь человеку избавиться от гордости (гаава) и собственной раздутой значимости (ревавут).

Продолжение —

как выражаются гаава и ревавут в женской психологии и поведении, пасхальная уборка как катализатор, выход из своей личной тюрьмы, жизнь по собственному желанию

— в аудио

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here