Рош аШана — Посеять зерна нашей жизни

Дата: | Автор: Р. Эстер Оффенгенден | версия для печати версия для печати
2072
путем зерна

Мы задавали вопрос, почему Рош аШана так странно построен… Что такое «нормальный» день суда? Человек в этот день «бьет себя коленками в грудь», и обещает не повторять своих ошибок… А как выглядит Рош аШана? Мы вообще не упоминаем ни слово «ошибка», ни слово «грех», при этом в этот день для нас решается и нам записывается абсолютно все, что будет происходить с нами в будущем году!

Как и о чем мы должны молиться в Рош аШана? Говоря про Рош аШана, все лекторы обычно говорят очень правильную вещь: «в Рош аШана не молятся про личное, молятся про весь народ…» И тут прихожу я, и говорю — в Рош аШана сначала молятся про личное, прежде всего — просят за себя… Как это понять?

На самом деле, 90% молитв Рош аШана — за весь мир… Почему это так? Хафец Хаим объяснял это притчей: представим, что некие злоумышленники взяли в плен царя, и отправили его в далекую ссылку… царь возмущен таким обращением с ним, и преданные ему люди тоже начали выражать возмущение… Тогда те, кто его пленил, говорят: хорошо, мы даем тебе возможность высказать 1 пожелание, и оно будет выполнено. Если в этой ситуации царь скажет: мне дают ужасно мало тюремной баланды, требую увеличения моей порции! — как это будет выглядеть? Это ли то, о чем следовало бы просить — царю?

Приходит Рош аШана, и это день, когда мы сеем зерна всего того, что будет происходить с нами. На самом деле, как в зерне заключено все, так же и в Рош аШана — уже заключен весь наш год.

Смешно — просить только про «хаим, буним, мезуней», только — про хорошую зарплату!

Но мы живем в физическом мире, и невозможно — вообще про это не просить! Чтобы жить здесь, чтобы с этим миром работать — мне нужно сначала, чтобы с моей жизнью все было в порядке, чтобы с моими детьми все было в порядке, чтобы была парнаса…

Очень жалко тратить зерна, которые закладываются в Рош аШана — только на себя, даже если на свое исправление и улучшение — жалко, потому что они слишком огромные! Но и на себя — нужно, потому что, если всего этого не будет, у меня не будет сил ничем остальным заниматься!

Один из самых больших подарков Всевышнего нам — то, что мы — народ, который знает, когда сажают зерна. Это, с одной стороны, большая ответственность, а с другой стороны — большое доверие.

Вот он, этот день, когда зерна — растут… Мы пока еще не опоздали! И очень важно, для нас лично, для всего народа, и для всего мира — как мы проведем этот день. Я ощущаю Рош аШана — очень судьбоносным…

Шофар гудит для того, чтобы люди проснулись. Раньше люди просыпались — от звука шофара… За месяц до Элуля, одного сказанного слова «элуль» было достаточно, чтобы прекратить ссору торговок на рынке! Мы с вами слышим «элуль», слышим шофар… а душа не всегда — просыпается.

Хафец Хаим говорил, кому для того, чтобы проснуться, достаточно шофара — будет шофар, а кому для этого необходим удар по голове — будет, не дай Б-г, удар! Всевышний, все равно, разбудит — если для нашего крика нужен укус за ногу — укусят за ногу…

Наш плюс в том, какое мы поколение.

Как рассказывал тот же Хафец Хаим, пекарь, у которого покупатели перебирали хлеб и покупали только самый свежий, после начала войны стал очень удачлив — теперь разбирали все, вчерашнее, позавчерашнее, на сухарики… Так и мы — прошлые поколения были такими высокими, что Всевышний придирчиво отбирал из сделанных ими мицвот только самые лучшие… Но сейчас Всевышний смотрит на наши дела совсем по-другому!

История, которая произошла в прошлом году, и очевидцы рассказали ее раву Гансу, а он пересказал на уроке перед Рош аШана:

Один молодой человек в Америке собрался жениться. Он сам был из Нью-Йорка, а учился в Тельзе (это около трех часов самолетом). И ему было очень важно, чтобы месадер кидушин (тот, кто ведет свадебную церемонию) был именно его рош ешива (глава ешивы Тельз). И, поскольку он был далеко не бедный, то просто купил билеты до Нью-Йорка главе ешивы и еще восьмерым своим лучшим друзьям… И вот, в день свадьбы они летят, и вдруг — в месяце Элуль! — началась какая-то сильная буря, и самолет перенаправили в ближайший аэропорт — в Вашингтон. И вылет задерживается… Рав звонит жениху — уже поздно, ищите другого месадер кидушин, мы вряд ли успеем… Приближается время молитвы, и они начинают искать место, где можно помолиться, а аэропорт Вашингтон маленький, но очень шумный…

И вот, в отчаянии, они обращаются к проходившему мимо уборщику — не знает ли он спокойного места, чтобы помолиться? «Знаю — у меня есть комната-кладовая для моющих средств, там можно». И вот, эти девять человек помолились, а уборщик стоит, наблюдает… И когда они закончили, он говорит: «Не могли бы вы помочь мне сказать кадиш?»

Все в шоке — Ты что, еврей? — Да. — Что ж ты молчал, когда мы тут без миньяна! — А что такое миньян? — Что такое «кадиш», ты знаешь, что такое «миньян», нет?!

«Я вам расскажу, откуда я знаю про кадиш — говорит уборщик. — Когда я был маленьким, мои родители развелись. Они перестали общаться, и я, оставшись с мамой, никак не контактировал с моим отцом. И вот, два дня назад, мне снится отец, и говорит: «Я умер; ты — мой единственный сын, скажи по мне кадиш!»… Я не мог забыть этот сон, позвонил родственникам, и узнал, что отец действительно умер… На следующую ночь, он опять приснился, с той же просьбой. Я сказал — «С чего вдруг я тебе буду что-то делать? И вообще, я даже не знаю, что это такое!». И отец ответил — «Пойди в любую синагогу, тебе объяснят»… Но я отказался — у меня работа, мне некогда по синагогам бегать… И тогда отец сказал, «Если я приведу к тебе евреев, ты скажешь кадиш?» — И я ответил, «Если придут прямо ко мне, и заговорят со мной сами — я скажу». И вот, на следующий день, я вижу вас… И вы сами обратились ко мне… теперь я хотел бы сказать кадиш». Они научили этого еврея, что и как говорить, и после этого — буря утихла, и и они смогли улететь.

Это звучит как сказка, но это реальная история, рош ешивы Тельз рассказал ее на следующий день, во время шева брахот, а сам жених, будучи в Израиле, пересказал раву Гансу. Рав Ганс сказал по этому поводу на своем уроке — возможно, заслуга этого ничего не знающего еврея-уборщика была именно в том, что он согласился сделать заповедь, когда уже Всевышний поднес ее ему прямо «на блюдечке»…

Мы с вами не знаем расчетов Всевышнего, но возможно, Ему важно, чтобы мы сделали, не пропустили, хотя бы то, что само приходит в руки — как позавчерашний хлеб во время войны, так же берет Он и наши заповеди, не глядя на их «качество»

продолжение —

Что делать, когда ребенок говорит «а папа — неидеальный!»; Как объясняет а-Гра, почему душа называется «йона» — голубка? Как узнать, в какой момент Рош аШана судят именно мою душу? И что делать в этот момент?

— аудио

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here