В Йом Кипур мы читаем сефер Йона — книгу Йоны. Сейчас — те дни, когда эту книгу обычно учат… И мне хотелось бы начать с нее.
С точки зрения каббалы, а-Гра пишет, что Йона — это душа, и вся книга о том, какие «приключения» душа переживает в этом мире, и в других… В начале сказано, «и было слово Б-га к Йоне» — а-Гра, гаон ми-Вильно, говорит, что «йона» — имя для души. Всевышний обращается к душе, и дает ей ее жизненную задачу. И как написано в книге Зоар, вначале Всевышний определяет для души все необходимые для ее «службы» внизу вещи, затем, после ее согласия, душа-Йона «садится на корабль» — спускается в свою судьбу…
Но еще перед этим, Всевышний берет с души клятву, что она будет соблюдать мицвот (заповеди, у неевреев это 7 заповедей, у евреев — 613). Поэтому написано в Теилим, что душа, нарушавшая заповеди, виновна в несоблюдении клятвы.
И затем Всевышний «присоединяет к душе нескольких охранников», то есть, вживляет в нее некий механизм, чтобы она делала то, что должна, выполняла свое предназначение… Что это за «механизм»? Об этом очень интересно сказано в книге Зоар: каждому человеку, изначально — легче быть хорошим, чем наоборот. «Адам, ейсодо у — тов». Для души человека — естественно, и просто — быть хорошей. Это нормально для человека, это ему приятно, легко; а чтобы делать плохое — наоборот, нужно «поломать» себя, «переучить» себя…
В чем разница между первым и вторым гильгулем (перевоплощением) души?