Праздник Суккот имеет особое название — «зман симхатейну», время нашей радости.
Тора также подчеркивает, что в Суккот у нас должна быть особая радость. Этому есть две причины, одна из них — материальная, и не столь актуальная для нас сегодня: это время, когда урожай собирался в амбары. После тяжелого рабочего года, крестьянин складывал полученный урожай на хранение, и это было причиной радости. Вторая причина — в том, что Суккот — продолжение Дней трепета, Рош аШана и Йом Кипура. Время, когда мы удостоились очищения…
Представим себе человека, у которого есть счет в банке. На этом счету у него есть несколько миллионов… Единственная проблема, что в банке есть также некоторое количество его долговых обязательств. Такое, что, хотя деньги лежат на счету, на самом деле у него их нет — они все уйдут на покрытие долгов.
Так иногда выглядим и мы в духовном плане.
С одной стороны, мы, слава Б-гу, делаем много мицвот (это наши миллионы на счету). С другой стороны — человек может за одну минуту наговорить, скажем, 200 слов лашон а-ра, злословия… И у него есть большие долги на счету, которые «перекрывают» его добрые дела.
Но, если мы используем время Элуля и Высоких праздников, и делаем тшуву — то все добрые дела (благодаря тшуве, «стирающей» долги) переходят в очевидный плюс на его счету!
Таким образом, в Суккот человек удостаивается богатства, которого у него не было до Дней искупления.
Поэтому в Суккот мы по-настоящему празднуем искупление, и радуемся, что мы удостоились богатства, над которым тяжело трудились в течение всего года.
В шаббат в Суккот мы читаем книгу Коэлет (Экклезиаст).
Как известно, она начинается словами «hавэль hаволим, амар Коhэлет, hавэль hаволим, hаколь hавэль» — на русский язык это обычно переводится словом «суета», но это неправильный перевод. Дословно, слово hэвель означает «пар»… я перевожу его обычно словом «тщета».
Шломо а-мелех, мудрейший и богатейший из людей, говорит в Коэлет: «все — тщета». Объясняет Таргум, «все тщета, по сравнению с изучением Торы».
Когда мы празднуем и радуемся итогам прошедшего года, нам нужно знать, какие из наших приобретений истинные, а какие — эфемерные.
Самое важное приобретение — это, безусловно, изучение Торы и поддержка ее… В Симхат Тора мы завершаем цикл изучения Торы прошлого года и начинаем новый. В силу очищения Суккота — очищения радостью, а также очищения искуплением Рош аШана и Йом Кипура, мы можем заново вернуться к изучению Торы, обновленными, чтобы удостоиться еще большего богатства в будущем году!
Изучение Торы приведет нас к исполнению, и, таким образом, к следующему Рош аШана мы придем не с «взаимозачетом» (в лучшем случае) заповедей и долговых обязательств, а с большим плюсом в нашем духовном банке еще до Рош аШана!