Тамуз — месяц «розовых очков»

Дата: | Автор: Р. Хава Куперман | версия для печати версия для печати
1928
розовые очки

Каждый месяц имеет свою особенность, ему соответствует другая буква еврейского алфавита, другая символика, другой «характер». У каждого месяца есть свое особое духовное состояние. Обычно месяц Тамуз — самое жаркое время года, с самыми длинными днями. Поэтому он также — символ лета.

Само слово «Тамуз» — имя идола; все, связанное с еврейскими месяцами, это данное именно еврейскому народу, в отличие от солнечного цикла, данного всем народам. Уход евреев в Вавилон  на некотором уровне «аннулировал» выход из Египта. Поэтому, выходя из Вавилона, мы взяли с собой халдейские имена месяцев — чтобы подчеркнуть свой выход-освобождение.

Тамуз — это идол, форма идолопоклонства которому была — нагревать металлического, полого внутри, идола, и тогда из его оловянных глаз «текли» слезы… Тогда жрецы говорили, что он плачет, потому что «хочет» жертвы… и ему на руки (раскаленные) клали младенцев…

В Тамуз начинаются три траурные недели, и большая их часть приходится именно на этот месяц. Первый ужасный проступок евреев — грех золотого тельца — и, как следствие его, разбитые скрижали Завета, — произошел 17 Тамуза. Следующее подобное идолопоклонство — идол, установленный прямо во дворе Храма, также произошло 17 Тамуза. Во время Второго Храма — в этот день была разрушена стена Иерусалима, и враги ворвались в город. В этот же день прекратились жертвоприношения в Храме. И еще одна вещь, которая произошла впервые в истории именно 17 Тамуза — сожжение свитка Торы.

С 17 Тамуза и до 9 Ава считается, что в это время у евреев нет «мазаля» — поэтому, в этот период нужно стараться не судиться, особенно с неевреями, не вступать в конфликты (если это возможно оттянуть без опасности для жизни).

Та же вещь, которая в потенциале была очень положительной, если не использована в хорошую сторону, становится самой разрушительной.

Месяц Тамуз — очень высокий месяц. Изначально мы должны были в этот период зайти в Землю Израиля… Но евреи «затянули» путешествие, и, в довершение ко всему, 1 Тамуза евреи посылают мераглим — и весь месяц они «гуляют» по земле Израиля, возвращаясь только через 40 дней, 9 Ава.

Буква месяца — «Хет» — закрыта со всех сторон, из нее возможен путь только вниз. Поэтому с нее начинается слово хет — грех. И первый раз в Торе она появляется в слове хошех — темнота. У этой буквы есть и положительная сторона — противоположная темноте, хайим, жизнь.

За счет этой «темноты» (хошех) возможно само понятие выбора в нашей жизни, т. к. темнота «скрывает» Всевышнего и делает возможным наш самостоятельный выбор — как плохой, так и хороший. Темнота влияет на зрение. Грех разведчиков (Хет а-мераглим) был связан со зрением — они высматривали землю, и потом описали ее евреям в неприглядном свете. Мераглим — само слово намекает, что у них был «плохой глаз». Плохой глаз — во-первых, это понятие зависти и высокомерия. Плохой глаз — это также ненависть, как сказали евреи в ответ на отчет разведчиков — «Всевышний нас ненавидит»… Свои чувства они приписали Всевышнему.

Между глазом и ртом есть особая связь — как в алфавите идут сначала аин, потом пей — сначала зрение, потом — речь. Т. е., нужно сначала увидеть, потом — говорить об этом. Сначала увидеть-понять-выяснить-проверить, потом — говорить, делать выводы. Если мы обратим внимание, самый первый грех также начался с того, что женщина «увидела» плод; грех золотого тельца — с того, что «увидели» носилки с образом Моше рабейну в небе…

«Работа» этого месяца — не пользоваться глазами в негативных целях. Прежде всего, это связано с завистью. Поэтому глава Корах обычно читается с этом месяце, ведь проблема Кораха — это зависть; он завидовал Моше рабейну. Если мы говорим о глазах, то их «власть» простирается гораздо дальше, чем власть, например, рук. То, что совершенно невозможно достичь руками, тем не менее, можно увидеть — и захотеть.

Можно завидовать даже звездам! И если человек использует этот огромный потенциал глаз для зависти, желания недостижимых для него вещей, то из этого вырастают следующие негативные последствия — он может начать неадекватно оценивать себя, представляя себя не тем, кто он есть… отрывается от реальности. Аин а-ра, ненависть — все это порождает негативные последствия, которые выходят изо рта человека — оскорбления, унижение других, представление всего и вся в негативном свете.

Зачем Всевышний дал человеку глаза? Чтобы он видел горизонт — знал, куда и к чему стремиться. Без этого, «видя» только на уровне достижения рук — человек не сможет вообще развиваться. Поэтому глаза — это вещь полезная, необходимая… самый высокий наш горизонт — это наши праотцы, и это то, о чем говорит человек: «когда же дойдут мои дела до дел моих праотцов?». Это также помогает человеку оценить себя — свои настоящие силы, свой потенциал.

Без этого видения — остается только хошех, темнота — чувство собственной ничтожности, желание только лечь, укрыться, и ничего больше не делать. С другой стороны, у этой же буквы «хет» есть и обратная сторона — стремиться увидеть свет. Поэтому мы должны видеть и желать, вопрос — к чему мы стремимся, в какую сторону направляем наш взор. Буква хет встречается во 2 посуке Торы еще 2 раза — кроме хошех, еще в словах руах (дух) и мерахефет (парит). Немножко парить над землей — необходимо, это наше стремление к большему, но слишком оторваться — уже неправильно. И разница в этом зависит от того, какой у человека глаз — как он видит.

В двух словах — цель этого месяца — смотреть на весь мир позитивно. Исправить хет мераглим — оценивать то, что мы видим, позитивно. И также смотреть на людей, оценивать все ле-каф зхут.

Продолжение о том, как нужно видеть себя, со многими другими интересными фактами,  можно услышать в аудио.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here