Шавуот — Встреча Рут и Боаза и наше мышление

Дата: | Автор: Р. Эстер Оффенгенден | версия для печати версия для печати
2245
встреча Рут и Боаза
Мы продолжаем историю Рут, и сегодня поговорим про встречу Рут и Боаза.

Рут говорит Наоми: я пойду на поле и буду собирать лекет.

В еврейском законе есть три варианта «подарков» для бедных: лекет, шихеха и пэа.

Пэа — это специально оставленный с края кусок поля; Шихеха — это забытый на поле сноп. И лекет — это самый тяжелый вид «подарков», их нужно собирать следом за теми, кто собирает колоски за жнецами. Можно поднять только те, которые они забыли, причем количеством до 2-х.

Представьте себе: лето, жара, поле без мазгана! Ползать за жнецами, рассматривать, один там колосок, два или три?

Понятно, что любой психически здоровый бедняк предпочтет «шихеха» — уже готовый сноп. В крайнем случае — «пэа»: урожай, который уже был выращен, «специально для тебя», можно прийти и сжать себе, сколько нужно. И поэтому все подобные участки, конечно, были заранее «поделены» между бедными.

Рут с самого начала выбирает третий, самый тяжелый, вариант. Она не хочет входить ни в какую конкуренцию, и согласна ради этого на тяжелую работу…

Интересно, что такой вариант, как обратиться за помощью к богатым родственникам Наоми, не рассматривается ни Рут, ни самой Наоми. Даже во времена Рамхаля, а это было несколько сотен лет тому назад, а не тысяч — было совершенно очевидно, что получить не заработанное — это «есть хлеб стыда», и это самое худшее, что может быть…

Точно также, с точки зрения алахи, лучше дать не цдаку, а hалваа — «одолжить».

Сефер а-Хинух объясняет, что, насколько возможно, нельзя говорить человеку «тебе нужна цдака» — если он будет верить, что ему дают в долг — а значит, что он способен встать — то он сможет встать и выбраться из своего трудного положения… в противном случае — он не выберется никогда.

Как была открыта «позитивная психология»? Один ученый работал в Окфорде. А прямо рядом с ними есть рабочее местечко, где живут бедные, малообразованные люди, из поколения в поколение. И он реализовал следующую идею: около 50 детей из этого района получили особую социальную помощь — с 10 лет на протяжении 10 лет им помогали с учебой, их предупредили, что при желании получать высшее образование — тебе положена еще помощь…

Затем, через 40 лет, их сравнили с другими детьми из этого района. Сравнивали по трем показателям: пьянство-наркомания, образование и наличие работы. И выяснилось, что у детей из этой группы все показатели были на 56-57% хуже, чем у обычных детей из этого района! Почему это произошло? На протяжении десяти лет они получали установку «тебе нужна помощь; ты не справишься сам» — то есть, фактически, они получали цдаку!

Мозг человека устроен так, что если ему говорят «все плохо, надо исправлять» — он верит в «плохо»; если говорить «тебе без помощи не справиться» — он не сможет сам подняться. Как и написано в Сефер а-Хинух…

Если же сказать: «все хорошо, надо это укреплять» — он будет верить в «хорошо». Это и есть позитивное мышление. И за это даже отвечает другая часть мозга!

С другой стороны, довести себя до тяжелого состояния, когда тебе нужна была помощь, а ты ею не воспользовался — тоже не мудро… Но изначально, человек должен стараться справиться с ситуацией.

Продолжим. Рут приходит на поле… «случайно» это оказывается поле Боаза. Затем, так же «случайно» Боаз (глава колена, пророк, судья, т. е. практически глава государства) приходит на это же самое поле! Разберемся в том, как описаны эти «случайности»:

Продолжение — как зарождался еврейский обычай, можно ли произносить Имя Всевышнего в повседневной речи, пророческие оговорки, еда и насыщение и многое другое
— в аудио