Десятый урок из серии «Эффективный шидух — Рецепты Торы», тема сегодняшнего урока «Секрет радости в семейной жизни«.
Когда мы говорим о понятии «шидух», это разумеется, не цель. Цель — быть женатым или замужней… удостоиться праведного потомства, построить «вечное здание». И эта цель — определяет и подготовку к этому.
Думаю, я не ошибусь, если скажу, что абсолютно все люди, независимо от степени их религиозности, ожидают от брака одной вещи: радости в семье.
Это вещь, которая очень глубоко заложена в самой Торе: там, где говорится о том, что в первый год после свадьбы человек не выходит на войну, написано «ве-симах эт а-ишто ашер лаках» — «и радовал жену, которую взял». То есть, отношения внутри семьи описаны как понятие симха — «радость». Другой пример: у нас есть заповедь радоваться в праздники (Песах, Шавуот, Суккот) — и на главе семьи лежит обязанность не только радоваться самому, но и радовать жену. Это особая заповедь праздников! Но это и намного больше — это часть структуры еврейского дома.
Шидух — это подготовка к строительству еврейского дома, и нам надо знать, как удостоиться в семье радости.
Есть такое понятие в Талмуде, касательно качества изучения Торы, «а слова Торы были радостны, как будто только что были сказаны с горы Синай». Почему именно получение Торы на горе Синай — ассоциируется с радостью? объясняет Маараль, что радость возникает тогда, когда человек восполняет то, чего ему недоставало.
Цельность и целостность, возникающая после восполнения ущерба, недостатка — это корень и причина радости.
Когда человек женится, жена его в очень большой степени дополняет, восполняет — и это причина радости.
Однако, одного этого недостаточно! Говорит Маараль, что в нашем мире достичь настоящей цельности невозможно, кроме как путем максимального приближения к источнику цельности — ко Всевышнему — и поэтому именно дарование Торы, через которую мы можем прилепиться к воле Творца, это и есть момент радости. Прилепиться к Творцу — это максимальная цельность, которой можно удостоиться.
То же самое касается и создания семьи. Когда человек женится/выходит замуж, он ожидает, что у него будет радостная, веселая семья. Что он и его жена будут радовать друг друга. Не одноразово, а постоянно!
Обратите внимание, насколько в современном мире распространены разводы; и чем дальше находятся люди от Торы, тем этот процент выше. Найти пару, которая прожила всю жизнь, не разводясь, не во втором браке и т. д., скажем так, нелегко. Это далеко не каждая вторая пара!
Почему это так? Люди женятся, но ожидаемого не получают — постоянную радость они не обретают!
Более того, у них просто нет причины получать ее… потому что то, что касается плотской части отношений — это не причина, чтобы наполниться радостью, это можно получить и в другом месте. Нужно что-то большее, большее дополнение, большее единство. Откуда же взяться цельной, радостной семье?
В чем секрет радости в нашем народе? Это то, что в нашем народе присутствует Шхина. Присутствие Творца — это истинное дополнение нашего народа.
Когда Яаков пребывал в трауре по Йосефу, Шхина оставила его, и это его состояние было подобно смерти. Когда он узнал, что Йосеф жив, сказано об этом — «и ожил дух Яакова», и объясняется, что к нему вернулась Шхина.
Это и есть секрет еврейского дома — если между мужем и женой, в их доме, присутствует Шхина…
Мы уже неоднократно говорили о том, что в имени мужчины и женщины присутствуют две буквы из четырехбуквенного имени Творца. Но для полного имени нехватает еще двух букв, и эти буквы дополняются Ктубой.
Ктуба — это причина того, что Имя Творца в семье станет цельным и полным.
В Ктубе есть две части. Одна — что будет «трудно развестись с женой», в этом смысл Ктубы. Когда человек женится не на два-три года, а строит постоянный, истинный брит — не союз, а завет. И чем сильнее это единение, тем больше в доме присутствует радость. Но истинное дополнение — когда в доме присутствует Шхина, истинная жизнь нашего народа. Другая часть Ктубы — как пишет Рашба, когда человек женится, на него ложится «бремя порабощения жене», а на нее — «бремя порабощения мужу». Это суть женитьбы, нести бремя обязательств, и так становятся единым целым.