Буква Пэй. Наш следующий пасук: «Пиа патха бе-хохма, ве-Торат хесед аль лешона» — «Открывает рот свой с мудростью, и Тора милости на ее языке».
Мы с вами привыкли думать, что женщины только и делают, что говорят… Но царь Шломо, описывая Эшет Хаиль, доходит до слов о ее разговоре только ближе к концу… Мы прошли почти все буквы, до Пэй, пока она, наконец, открыла рот!
У эшет хаиль — множество разных сил, и она должна использовать все их. Речь, и ее правильное использование — в конце, после рта пойдет речь об общих вещах, о мировоззрении.
Есть известная Гмара, «десять мер разговора спустились в мир, девять из них — взяли себе женщины». На самом деле, это только кусочек, и полностью звучит так: «Десять каналов мудрости спустились в мир, девять из них — у эрец Исраэль; десять каналов красоты спустились в мир, девять — у Иерусалима; десять каналов разговора спустились в мир, девять — у женщин».
О чем нам говорит Гмара? Есть три главных инструмента, через которые Всевышний изначально соединил наш мир — и высшие миры. Первый из них — хохма, мудрость, и каким-то образом она связана с эрец Исраэль (не будем сейчас глубоко уходить в эту тему). Второй из инструментов — йофи, и это гармония (по-настоящему красиво то, в чем есть гармония). То есть, когда мы пользуемся мудростью или достигаем (в чем-либо!) гармонии, равновесия — мы соединяем миры…
Третий инструмент — дибур — разговор. Девять десятых этого таланта, этой возможности работать с мирами, менять миры — через разговор — у женщин.
Сейчас мы поговорим про это более конкретно, последнее небольшое вступление:
Помните историю про душу перед ее спуском в наш мир? Перед самым ее выходом в мир, ангел берет с души две клятвы и «заставляет ее все это забыть». Как именно? Ударяя по губам. Казалось бы, если хочешь, чтобы забыл, разве нужно бить по губам? Какая связь между ртом — и забыванием?
Вот что пишет об этом Маараль: