Еврейское воспитание и биографии великих людей

Дата: | Автор: Шейндл | версия для печати версия для печати
1047
биографии великих людей

Иногда, особенно после прочтения биографий глав предыдущих и нынешнего поколений, таких, как рав Йосеф Шломо Эльяшив זצ»ל, рав Овадья Йосеф זצ»ל, рав Шах זצ»ל, начинает казаться, что идеалом воспитания детей в духе еврейских ценностей является пример отца, который каждую минуту жизни, кроме сна и еды, изучает Тору, и матери, которая, кроме полного финансового и бытового бремени, принимает толпы гостей и тайно ведет большую благотворительную деятельность.

К сожалению, эти великие люди, а точнее их биографии, вводят некоторых идеалистичных мам в тоску:

сама вовсе не эзер кенегдо (помощница мужу во всем) или идеальная эшет хаиль (см. текст гимна такой женщине «Эшет хаиль» в любом сидуре в разделе «Встреча Субботы»), да и муж, даже если учит Тору целый день, пока далек от уровня рава Овадьи и рава Эльяшива. И самая страшная мысль:»Что же будет с нашими детьми?»

Не знаю, как в Святой Земле, а за ее пределами встает еще один вопрос: «Как воспитать детей евреями, проживая среди народов мира?»

Это вопрос вечный, как нам показывает история Хануки, и современный одновременно.

К счастью, есть и другие биографии, по моему скромному мнению, более вдохновляющие. Например, биография рава Авигдора Миллера זצ»ל, или биография Майка (Элимелеха) Тресса, которые были рождены и воспитаны в Америке, в начале 20 века, когда подавляющая часть евреев, приехавших из Европы религиозными, стала с огромной скоростью растворяться, сливаться с местным населением.

С одной стороны, на еврейских эмигрантов давила бедность и реальность, в которой в большинстве фирм условием было выходить на работу в Шаббат, а с другой, отсутствие еврейских учебных заведений. В некоторых местах были занятия после полного дня обычной Американской школы, их проводили часто неподходящие для этого люди в Талмуд Тойрах, которые часто только отбивали у детей хоть какое-то желание иметь связь со своими корнями. В итоге дети отрывались от своих родителей и в религиозном, и в общеобразовательном плане, т. к. часто говорили по-английски лучше всех в семье. Прибавьте к этому традиционное отношение к детям и подросткам в патриархальном обществе, где мальчику, все-таки пришедшему в синагогу, не оказывали никакого уважения и внимания…

Чему мы можем поучиться у этих великих людей, которые не только остались религиозными, но и воспитали детей, гордых своей традицией?

Во-первых, и рава Авигдора Миллера, и мистера Тресса тянуло учебе и к большим мудрецам Торы. Рав Миллер в 21 год, когда большинство его ровесников давно уже работали, отправился в ешиву в предвоенной Литве, в Слободку.

Бытовые и финансовые условия там были, как я писала недавно, ужасные, но само пребывание в кругу больших знатоков Торы и мусара (еврейской этики), оказало на рава Миллера впечатление на всю жизнь.

После возвращения в Америку, уже будучи женатым человеком, рав Миллер мечтал воспитать хотя бы одного(!) религиозного ребенка.

Что он для этого делал?

Рав Миллер вел себя как настоящий заботливый отец: купал детей и укладывал их спать; имел ящик с маленьким подарками за хорошее поведение; пел песни с детьми, водил с ними хороводы; постоянно делал комплименты жене и детям, оказывал им почет; писал письма и разрисовывал открытки; устраивал детям летний отпуск (его сын приезжал домой с дачи каждый день, на 3 автобусах, чтобы учиться с отцом); следил за учебной детей, учился с ними, общался с учителями; постоянно говорил что-нибудь о благодарности Творцу за самые обыденные вещи; постоянно напоминал детям, как это здорово — быть евреем.

Учение мусар в ешиве Слободка выражалось в нескольких аспектах (постоянный духовный рост и оценка своих поступков, одновременно с осознанием величия каждого человека, что проявлялось в почете, оказываемом другим людям), которые, как мы видим, отражались у Миллеров на воспитании и общей атмосфере дома. Дом был не богатый, но чистый, уютный и достойный. Рав Миллер говорил на языке своего поколения, например, что важно «сделать карьеру служения Творцу».

Мистер Майк Тресс сделал огромный вклад в спасение евреев из огня Катастрофы в Европе, собирая деньги и помогая оформлять визы пытающимся бежать в Америку евреям, посылая продовольственные посылки оставшимся в нацистском аду, высылая деньги на оформление загранпаспортов. Он возглавлял также организацию, помогающую обустроиться в Америке тем, кому удалось бежать из Европы. Он устраивал людей на работу (сам владел фабрикой по производству одежды), позволяющую не работать в Шаббат. После войны, он навещал лагеря перемещенных лиц в Германии, помогал несчастным, чем мог.

Но кроме этого, Майк Тресс в самой свободной стране мира спасал собственными руками новое поколение подростков от полной ассимиляции. Как?

Он организовывал клубы свободного времени для молодежи «Пирхей» и посиделки с пением и историями из жизни наших праведников во время шаббата. Теплая атмосфера, молодые руководители этих клубов и посиделок, притягивали еврейских юношей и девушек больше, чем местный кинотеатр или другие развлечения в кругу американских сверстников.

До сих пор организация, главой юношеского крыла которой был Майк Тресс, существует. Она называется «Агудат Исроэль», и девочки в нашем городе в субботу днем проводят время интересно и познавательно с молодыми мадрихот, которые делают эту программу совершенно безвозмездно.

Еще 2 вещи, которые хотелось бы упомянуть из прекрасной биографии рава Овадьи Йосефа:

1. Рав Овадья жил в тяжелых материальных условиях, но он считал принципиальным иметь дома уборщицу в помощь жене;

2. Рав Овадья все время давал уроки взрослым, в основном работающим целый день сефардским мужчинам, чтобы они могли учить своих детей и посылать их в религиозные школы. И это сработало!

Поэтому, дорогие родители, учитесь, это важно.

Светлой всем Хануки!