Рош аШана — подготовить себя

Дата: | Автор: Р. Эстер Оффенгенден | версия для печати версия для печати
2758
подготовить себя

Есть какие-то вещи, которые мы точно знаем о временах года — с детства, на физическом уровне. С опытом и взрослением у нас появляется более глубокое, когнитивное осознание.

Все, что создал Всевышний, имеет две первопричины — либо польза для человека, либо он из этого чему-то учится. И если польза нам очевидна, значит, это основная причина, а если не очевидна — значит, основная причина — чему-то научиться.

Мы входим в какое-то время. Начало осени, на уровне природной ассоциации — все входит в стадию созревания, завершения. Плод созревает, год заканчивается — и все, что сейчас созрело — все это было предопределено в прошлый Рош аШана. Мы должны подготовить себя к Рош аШана —

Есть месяц Элуль, и это эт рацон — любые просьбы! Сейчас — это время просить!

Притча о заключенных, совершивших подкоп — все они сбежали, а один остался. Приходит начальник тюрьмы, и видит этого оставшегося «примерного заключенного». И что происходит? Во-первых, он называет его «бесполезный, сломанный ты человек», во-вторых — заключенный получает наказание, и гораздо более строгое, чем было у него вначале. Почему? Объясняет Маhараль: задача начальника тюрьмы — воспитать заключенных, побудить их исправиться. Видя этого, который никуда не двигается, хотя прямо рядом с ним есть лаз на волю, он видит, что с ним невозможно никак работать.

Так же и Всевышний — любые трудности, наказания — все это дается нам с целью побудить нас к движению, Всевышний хочет, чтобы мы сдвинулись с той точки, на которой застряли, чтобы мы не «проспали» все свое время в бездействии.

«Я даю вам элуль — чтобы вы посмотрели, что нужно исправить, и просили об этом

Этот «оставшийся заключенный» — не воспользовался элулем. Но почему же его наказание тяжелее, чем если бы он даже сбежал? Гмара говорит очень страшную вещь: ле-ми ше-эйн ло даат — асур лерахем алав. С еврейской точки зрения, незнание — это не-здоровье. Это скорее — отягчающее обстоятельство. Если ты мог знать — как ты мог не сбежать из тюрьмы незнания?

С точки зрения Торы, если человек разрушает свою жизнь — он не больной, а идиот, идиот по выбору — он выбрал не соображать, и его нельзя жалеть. Лерахем — жалеть — это связь, душевная связь, поэтому нельзя «жалеть» — связываться душой.

Практически все, что есть в жизни — сначала Всевышний дает, а потом человек что-то с этим делает. Сначала Он дал мне жизнь, потом — я делаю мицвот, и так далее. Это вещь понятная. «Доди ли, ве-ани — ло». Но элуль — это абсолютно противоположная работа! Ани ле-доди, ве-доди ли — сначала я Ему, а потом Он мне! И тут есть большой вопрос — что мы можем дать Всевышнему? Чего у Него может нехватать? Ответ — эйн мелех бе-ло ам — нет царя без народа. Поэтому главная идея Рош аШана — признать Всевышнего Царем.

Продолжение

отношение ко Всевышнему — между Отцом и Царем, как правильно просить, о чем сожалеют в конце

в аудио.