Молитва в Рош а-Шана — это единственный момент в году, когда мы можем и должны попросить у Всевышнего все! Зоhар говорит, что нет такой вещи, которую нельзя было бы попросить в этой молитве, и более того, все, что не попросили в молитве Рош а-Шана (плюс — аппеляция в Йом кипур) — изменить это потом в течение года — это крайне тяжелая работа… До такой степени, что в наших святых книгах написано «женщины беременеют в Рош а-Шана» — что это значит? Что предопределение о том, забеременеет ли женщина, выносится именно в Рош а-Шана.
Очень важно не стесняться, когда мы просим у Всевышнего! У Него всего достаточно, от Него «не убудет», поэтому нужно просить все, что нам нужно, без всякого стеснения (как пророчица Хана, которая, будучи бесплодной в течение 20 лет, не просто просила о ребенке, а о сыне, «равном Моше и Аарону вместе» — и получила именно то, что просила!).
Единственное, чего мы да можем стесняться — это того, какими мы приходим ко Всевышнему, чтобы просить. Хафец Хаим приводил такое сравнение: торговец приходит в контору и берет товар на год, с тем, что заплатит в конце года. Через год он приходит и говорит: «с этим товаром не пошло; я не могу оплатить; но прошу у вас товара еще на год, и в конце все оплачу». Еще через год он снова приходит: «заплатить не могу; но прошу товара еще на год, чтобы дело не остановилось…» Сколько можно так приходить?
Как называется Рош а-Шана в Торе? «Йом а-Зикарон». Мы, человеческий род, называемся «анашим», а в единственном числе «инеш» (арамейский), и это означает «забывание»… И поэтому наш главный праздник — «День Памяти». Есть описание в мидраш Танхума, о том, как происходит зарождение новой жизни… В конце концов, главный выбор, который остается в руках души — будет ли человек цадик или раша. И потом душе устраивают «экскурсию» в Ган Эден и в Геином, потом еще девять месяцев она учит Тору в утробе матери, и все время ей повторяют «стоит выполнять волю Всевышнего, не забывай!». И перед рождением, ангел берет с души две клятвы, и делает так, что душа все забывает.
И когда, через 120 лет, душа возвращается к престолу Творца, она говорит «сейчас я все вспомнила, но там — я забыла!». Люди называются «забывающими». Мы пользуемся памятью подсознательно — и во многом мы определяемся тем, что мы выбираем забывать. И Всевышний отвечает душе: «доченька, но Я же давал тебе каждый год день, чтобы ты могла вспоминать!». Что же это за день? Это Йом а-Зикарон.
Каким образом Йом а-Зикарон помогает душе вспомнить, зачем она тут? Звук шофара — возвращает душу в ту точку памяти, из которой она может все вспомнить — в момент рождения. Поэтому звук шофара напоминает все возможные виды плача младенцев…
И об этом говорит сефер а-Зоhар: то, куда подталкивает человека шофар — туда же подталкивают человека царот (несчастья). То есть, если не пойти «за шофаром», то для того, чтобы «разбудить» человека, остается еще возможность — царот.
Поэтому звук шофара всегда вызывает у людей чувства, у всех разные, но если не знать, куда он должен нас направить — то «чувствами» все и закончится.