Есть две разновидности веселья в Симхат Тора — симхат раглаим и симхат лев. Симхат раглаим — «веселье ног» — это доступный всем уровень, были бы силы, задор, и музыка. В то же время, этот уровень объединяет нас всех, и, если мы искренни в этом веселье, то достигаем им очень многого. А симхат лев — веселье сердца, связанное с постижением человека, может поднять человека до великих высот.
Потому что, когда он действительно веселится с Торой и со Всевышним — ему становится стыдно того в нем, что этому не соответствует, и он «сбрасывает» с себя много наслоившейся на душу грязи.
Великий каббалист Аризаль так объяснял связь между однокоренными словами «меракед» (просеивает) и «рикуд» (танец) — когда человек веселится симха шель мицва, весельем от исполнения заповеди – это «отсеивает» от него много лишнего, много грязи.
И сам Аризаль свидетельствовал о себе, что вся его мудрость была дана ему в заслугу той большой радости, с которой он выполнял заповеди Творца.
Симхат Тора в Земле Израиля празднуют в Шмини Ацерет, а за границей во второй день праздника Шмини Ацерет. Шмини Ацерет – это праздник особой, постоянной связи Творца с нашим народом, связи, которая не прерывается даже в галуте. В Шмини Ацерет Всевышний как бы говорил народу Израиля — Суккот закончился, закончились дни, когда в Храме ежедневно приносились жертвы за все народы мира, но Я прошу вас — останьтесь со Мной еще на один день — этот день — только для еврейского народа и Всевышнего.
В Симхат Тора мы празднуем окончание старого и немедленное начало нового цикла чтения Торы. Мы «остаемся» со Всевышним еще на один день, и посвящаем этот день радости и веселью с Его сокровищем — Торой. В этот день мы с радостью возвращаемся к Творцу, из любви к Нему и к Его Торе. В трактате Йома говорится, что тшува (раскаяние) из любви гораздо выше, чем раскаяние из страха.
Этим весельем в Симхат Тора человек может подняться гораздо выше, чем в Рош а-Шана и Йом Кипур.
Еще одна особенность тшувы в Симхат Тора — это тшува всей общины, которая веселится с Торой. Такое раскаяние и радость общины являются причиной для огромной помощи Свыше.
Поэтому праздник Симхат Тора — время нашего максимального очищения. И участвуя в этой радости, веселясь и танцуя с Торой, мы удостоимся того, что Тора станет нашим эликсиром жизни и источником живой воды, очистит и изменит нас к лучшему, и будет оградой и защитой.