Обычай есть молочные продукты в Шавуот

Дата: | версия для печати версия для печати
7055
молочные блюда

В праздник Шавуот существует обычай подавать молочные блюда. Многие устраивают молочную трапезу, или, как минимум, праздничный кидуш с молочным столом.

У этого обычая есть множество объяснений:

  • Тора уподобляется молоку с медом, как сказано в Песни Песней: «Мед и молоко под языком твоим» (Шир аШирим, 4:11). Отсюда происходит также обычай есть в Шавуот мед, например, медовый пирог, и другие блюда с медом.
  • Тора уподобляется также молоку матери. Как материнское молоко меняет свой состав по мере роста младенца, так и в Торе любой человек в любом возрасте может найти подходящий ему «вкус» — и глубину понимания.
  • Молоко — пища детей — намек на скромность, качество,необходимое для получения Торы.
  • При получении Торы, евреи получили также все заповеди и запреты, связанные с запрещенной и разрешенной пищей, в том числе, законы шхиты. Сразу после Дарования Торы евреи не могли использовать свою посуду (она оказалась запрещенной к употреблению), и не могли сразу откашеровать ее, так как Тора была дана в Шаббат. Поэтому первая их трапеза после получения Торы была молочной.
  • Моше рабейну родился 7-го Адара, и после того, как в течении 3-х месяцев его мать прятала его от слуг фараона, 6-го Сивана он был отпущен ею в колыбели по водам Нила. Дочь Паро (фараона) забрала Моше к себе во дворец, но он отказался есть молоко кормилиц-неевреек. Тогда, по совету Мирьям, была приглашена еврейская кормилица — мама Моше, Йохевед. Таким образом, 6-го Сивана он ел молоко матери.
  • 365 заповедей «ло таасе» (не делай, т. е. запретительные заповеди) соответствуют 365 дням солнечного календаря. Каждой заповеди соответствует один из дней, и день 6-ое Сивана — соответствует запрету есть продукт варки мяса с молоком (объяснение рава Хаима Виталя).
  • Рашей тевот (первые буквы) слов из стиха Торы «Новое хлебное приношение Г-споду в ваш Шавуот» (Бемидбар, 28:26) на иврите образуют слово מחלב — «из молока».
  • Гематрия (численное значение) слова חלב, «молоко» —  равняется 40, что соответствует сорока дням, проведенным Моше на горе Синай.
  • Согласно Мидрашу, одно из названий горы Синай — гавнуним (גבנונים), так она бела как сыр — гвина (גבינה). Поэтому мы едим сыр в Шавуот.
  • Тора сравнивается с медом и молоком потому, что всякий, кто занимается Торой, очищается от своей нечистоты. В чем сравнение с медом? — пчела, которая сама по себе — нечистое и некошерное насекомое, производит кошерный мед. Точно также и молоко, первоисточник которого — кровь, которую запрещено употреблять в пищу, в процессе своего развития становится кошерным.
  • Молоко и мед также сравнение с милосердием, которое приходит после суда (как из нечистого выходит чистое, так из суда выходит — милосердие). Мы едим эти два продукта в Шавуот, поскольку это — окончание периода в 49 дней, сфират аОмер, времени суда. С наступлением Шавуот — начинается время милосердия.
  • «Тора — кула хесед» (Тора — вся милость) и рашей тевот (первые буквы) слов из псалма «леагид ба-бокер хасдеха» — возвещать по утрам Твою милость — образуют слово халав, «молоко» (Бней Иссасхар).
  • Молоко белого цвета, намек на чистоту и святость. Белый цвет — это также цвет милосердия.
  • Как пишет Таамей hаМинhагим, до получения Торы евреи опасались, что молоко подпадает под запрет «есть от живого» животного; с получением Торы, они узнали, что молоко разрешено в пищу, и более того, Тора прославляет землю Израиля, как «землю, текущую молоком и медом».

Как правильно делать молочную трапезу на Шавуот:

Есть три варианта, если мы поступаем в соответствии с обычаем есть молочную трапезу с утра (также у некоторых существует обычай делать молочной — первую, вечернюю, трапезу, а утром — делать все мясным):

  • Можно сделать с утра молочный кидуш с пирогом (например, традиционный чизкейк) и пирожными, а позже днем — полноценную мясную трапезу. Этот вариант имеет свои плюсы для мужчин, которые не спали всю ночь Шавуота (Тикун лейль Шавуот), затем помолились в самом раннем миньяне, и после кидуша идут поспать на несколько часов, до основной трапезы. Этот обычай — наиболее общепринятый.
  • Другой вариант — сделать кидуш и аМоци на хлеб, затем поесть молочные блюда — например, пирог, сказать Биркат аМазон, и обязательно — убрать со стола все остатки молочной трапезы! После этого можно накрыть мясной стол и продолжить есть уже мясные блюда.
  • Третий вариант — использовать два отдельных вида хлеба, с одним из них — сделать полноценную молочную трапезу, завершив ее Биркат аМазон; затем убрать со стола (обычно меняют также скатерть), и сделать полноценную мясную трапезу. Плюс этого варианта в том, что таким образом мы используем 2 разных вида хлеба — напоминание о хлебном приношении (2-х хлебов) в Шавуот в Храме (по объяснению Рамо).