День второго Сивана — йом hа-меюхас — день начала нашей родословной: в этот день еврейский народ подошел к горе Синай, и Вс-вышний спросил нас, хотим ли мы принять Его Тору… и когда евреи ответили, что хотят, Вс-вышний сказал «Тогда вы будете Мне царством священников и народом святым» — с этого момента начинается наша «родословная» как народа.
Затем 3, 4 и 5 Сивана — шлошет йемей hа-агбала — три дня ограничений — подготовка к получению Торы. Это единственный праздник, о котором прямо сказано, что к нему нужно заранее подготовиться — интересно, что именно к нему мы обычно готовимся меньше всего (сравните, например, с тем же Песахом!). Как сказано в Торе, нужно выстирать одежду, и себя и все необходимое подготовить к празднику.
Шавуот — единственный праздник, у которого нет даты, есть только расстояние от Песаха до него. Подобно тому, как есть 7 дней Суккота, и восьмой день — Шмини Ацерет, так же Шавуот считается Ацерет от Песаха, поэтому одно из его названий — хаг hа-Ацерет. Название Шавуот — недели, которые мы отсчитываем до праздника, и название хаг hа-Кацир — праздник Жатвы — связано с принесением в Храм в жертву муки от нового урожая. До этого момента запрещено было приносить в Храм жертвоприношения (мучные изделия) из новой муки. И еще одно название праздника — хаг hа-Бикурим, начиная с Шавуот приносили бикурим от новых плодов в Храм, от Шавуот и до Суккота.И, конечно, хаг Матан Тора, праздник Дарования Торы.
В нашей Традиции, Песах всегда называется именем — «Песах», Суккот называется всегда «Хаг», как-бы единственный по-настоящему праздник, а говоря про Шавуот, мудрецы всегда называют его именем «Ацерет». Праздник Ацерет — «остановиться» или «собраться» — это праздник, у которого нет определенных физических атрибутов, по закону Торы, мы не должны ничего делать (для сравнения — в Песах есть заповеди связанные с едой, в Йом-Кипур — мы должны поститься, в Рош hа-Шана — трубить в шофар, в Суккот — сидеть в шалаше), ни в Шмини Ацерет, ни в Шавуот мы не должны делать что-то определенное, у этих праздников как-бы нет ничего личного, ничего особенного. Число семь — это наш физический мир, а число восемь — это за гранью физического мира, на уровень выше — поэтому Шмини Ацерет, восьмой день Суккота, и Шавуот, пятидесятый день от Песаха (7 в квадрате плюс еще 1) — выше физических атрибутов.
В Шавуот есть очень много минhагим, обычаев. Принято, что обычай, который установился в еврейском народе, приобретает силу закона, но все эти обычаи — не закон Торы. Давайте рассмотрим эти обычаи и их причины подробнее —