В отношении еврейского годового цикла, у нас возник небольшой спор — идет все по кругу или по спирали?
Действительно, слово «шана» (год) — от слова лешанен, повторять, каждый год все повторяется. Но то, чего хочет от нас Всевышний — чтобы следующий виток был хотя бы на волосинку лучше, чем предыдущий, и чтобы в конце каждого витка нам было, с чем прийти к Нему — и тогда очевидно, что это спираль, и видно, куда она нас ведет.
Тора делит все направления для работы и движения вперед на три — бейн адам ле-хаверо, бейн адам ле-ацмо и бейн адам ле-маком — отношения между людьми, между человеком и самим собой, и — между человеком и Всевышним.
Мы не должны исправить сразу все, но должны продвинуться — хоть немного — в каждом из трех направлений. Месяц Элуль в этом отношении — совершенно особенный месяц. В книге Ноам Элимелех описано, что, когда евреи совершили грех золотого тельца, и Всевышний хотел уничтожить еврейский народ и создать новый народ от Моше рабейну — после того, как Моше умолял простить этот грех, и они молились за себя — Всевышний сделал самый большой подарок нашему народу — простил, принял их попытку исправиться и дал возможность продолжать. Когда Всевышний в конце концов принял тшуву евреев — это и есть Элуль, и это самый большой подарок.
Мы уже говорили, что все основополагающие события нашей истории «отпечатываются» в истории, на спирали времени. И Элуль — это та самая возможность получить прощение, исправиться и начать все заново. Тот самый «самый большой подарок» — и мы получаем его ежегодно.
Если обычно нужно проделать большую работу, чтобы получить — то сейчас Всевышний очень близко, в Элуле — Он здесь, Он ждет нас с распахнутыми руками — как сказано «ки каров а-давар элеха мэод» и мы должны работать своими устами и своим сердцем — «бе-пиха у-бе-левавха». Почему не руками или ногами, а именно словами и сердцем?
Если в сердце мы уверены, что чего-то не можем — это не получится. Поэтому работать стоит именно с сердцем. И Элуль — это время, чтобы провести некий самоанализ, и анализ прошедшего года. И мы учим свое сердце, что даже там, где были у нас неудачи — я могу двигаться дальше. Когда ребенок учится ходить — он точно знает, что он учится ходить, а не падать — у него есть внутреннее знание, что все падения и неудачи — только по дороге к цели, но в конце концов он сможет ходить. И это то, в чем мы должны убедить свое сердце — что все неудачи только побочные, по дороге, но в конце концов мы можем, и у нас получится. И тогда можно заняться второй частью — определить, какие конкретные вещи мы хотим на себя взять.