Еврейка — драгоценная жемчужина

Еврейка

В этом слове заключено гораздо больше,еврейка - цельность еврейского дома чем просто национальность, пресловутая «пятая графа». Еврейка – это особое достоинство, это знак качества, если хотите – и в глазах окружающих нас народов, и в наших собственных, и – в глазах Всевышнего, нашего Отца и Творца. Давайте попробуем понять, прежде всего, для самих себя, что же вмещает в себя это понятие?

Само существование еврейского народа – заслуга евреек, его самоотверженных дочерей. Вот как говорит об этом наша Традиция: «заслугами праведных женщин вышел еврейский народ из Египта» — а в чем заключалась эта заслуга? К моменту, описанному в Торе, еврейский народ уже несколько поколений находился в Египетском рабстве – тяжелейшем угнетении, физическом, психологическом и духовном. Евреев не только заставляли делать непосильную работу, целью египтян было также сломить их духовно, унизить и уничтожить их человеческую ценность (звучит знакомо, не правда ли? Египетское рабство наши мудрецы называют источником и прообразом всех последующих угнетений нашего народа). В таких условиях мужчины оказались сломлены. У них больше не было сил сопротивляться отчаянию. После тяжелого трудового дня они падали и засыпали прямо на «рабочем месте», не в состоянии даже дойти до дома. Но еврейки сохранили не только веру и надежду на лучшее, они умудрились передать эту искорку надежды и своим мужьям. В таких невыносимых условиях они побуждали своих мужей к совместной жизни и заботились о продолжении народа – о рождении детей… Эта сила продолжать, жить и нести жизнь, вопреки реальности – одно из удивительных качеств еврейских женщин.

И это не единственный пример. В наследии наших мудрецов есть невероятное по своей силе высказывание: «Всегда, когда евреи бывали спасены – они были спасены в заслугу еврейских женщин». Кто после подобной фразы осмелится обвинить нашу Традицию в предпочтении «сильного» пола — «слабому»? Только недалекий человек, не знакомый с источниками… Еврейская традиция дает мужчине, на первый взгляд, больше прав – он может быть свидетелем в суде, он занимает «общественные должности», он «на виду». Тора дает ему также больше обязанностей-мицвот: женщины свободны от трехразовой молитвы и от наложения талита и тфиллин, да и вообще – от соблюдения мицвот (заповедей), связанных с определенным, установленным промежутком времени. Именно поэтому мужчина благословляет каждое утро «что не создал меня женщиной» — в благодарность за дополнительные заповеди. Но стоит посмотреть, какими словами выражает свою благодарность еврейка – и все встанет на свои места: «что создал меня по Своему желанию» – создал меня настолько совершенной, приближенной к Тебе, что мне не нужно дополнительное «исправление» с помощью «мужских» мицвот, достаточно моей, уникальной роли в мироздании, в народе и в семье. Нелепо и жалко смотрятся еврейские «феминистки», закутанные в их розовые «талиты», хазанящие у нашей святыни – Стены Плача. У каждой соблюдающей еврейской женщины они могут вызвать только полное недоумение – ведь мы, еврейки, знаем, что нам незачем бороться за «равноправие» – Всевышний Сам свидетельствует о нашей особой близости к Нему! Он дал нам нашу задачу, соответственно нашей природе, и именно в рамках, установленных Торой, каждая еврейская женщина может достичь своего полноценного самовыражения.

Женственность и женщина – два однокоренных слова

Еще недавно идеалом во многих странах была женщина, заменившая собой мужчину, «добившаяся» равноправия, и проявляющая это также и внешне, своим поведением и своим видом. Всеобщее стирание границ, стиль «уни-секс» – продолжение той же темы. Но, с течением времени, все больше людей замечают, что овчинка не стоит выделки – в борьбе за стирание границ мы стерли что-то важное и из наших отношений, потеряли больше, чем получили. Во всем мире женщины пытаются вернуться к своей утраченной женственности, восстановить этот желанный образ… а что же еврейские женщины? Они его просто никогда не теряли!

Ни внешне – благодаря запрету Торы «да не будет на женщине мужского наряда», ни внутренне – ведь Тора подчеркивает уникальность и не-похожесть каждой из двух половинок, вместе образующих цельного «человека» – и женщины, и мужчины. У каждого из них есть своя, особенная задача в мире, сотворенном по мудрости Вс-вышнего. У каждого есть и свои, особенные «инструменты», подходящие для достижения успеха. Тора подчеркивает уникальность женщины, ее неповторимую природу, и учит нас использовать свои особенности, а не перечеркивать их в стремлении стать кем-то другим.

Еврейка – это иша цнуа и баалат хесед, женщина скромная и творящая дела милосердия.

Это дочь Царя, и – царица своего дома, та, о ком сказано «оз ве-hадар левуша… ва тисхак ле-йом ахарон» (Крепость и великолепие – одежда ее, и засмеется навстречу грядущему Дню) – она крепка в своем решении следовать скромности в одеждах, и потому-то они так великолепны… Это та самая красота, которая взывает к нашему возвышенному восприятию прекрасного, а не – к животному.

Что еще отличает женщину, с точки зрения Торы? Мудрецы указывают на ее… «легкомыслие» (даат кала)! Это легко-мыслие – легкость мысли – не принижение мыслительных способностей, а причина того, что женщина способна решать определенные задачи лучше, чем мужчина! Традиция говорит также, что женщине даны девять из десяти мер разговора – потому что она использует их для решения своих женских задач, для установления эмоциональных связей – в семье, в доме – и в народе, в общении с мужем, и с детьми. Также и у женственности есть своя цель, и отказываться от нее – все равно, что своими руками проделывать дырку в спасательной шлюпке.

«Мудрая женщина построила свой дом», говорит нам Тора, «а женщина неразумная – сама его разрушает». Нам дана великая сила и умение – закладывать основы для великолепного здания нашей семьи. Сила построить что-то, что действительно устоит в веках. Это сила строительства –руками в «мягких перчатках». Именно мягкостью и женственностью мы добиваемся успеха!

В мире Торы, где понятия сохранили свою первичную чистоту, где роли не перепутаны и не подменены одна другой, женщина может позволить себе быть женственной. Она не находится в состоянии постоянного напряжения, борьбы со всем, и вся, за свое место под солнцем – она знает, что ее место в мироздании – принадлежит только ей, также, как и место в сердце ее мужа. Она – счастливая невеста, жена и мать. Такая женщина излучает неповторимую энергию настоящей женственности.

Еврейка – эшет хаиль

Мудрейший из людей, царь Шломо (Соломон), описал в своей книге Мишлей (Притчи) идеал женщины – жену, которую нужно стремиться найти – Эшет хаиль. Прекрасные качества этой жены достойной перечислены стихами в алфавитном порядке, и стали гимном еврейской женщине, который каждый еврейский муж поет своей жене за шаббатним столом.

И хотя царь Соломон начинает свой гимн словами «Кто найдет жену достойную? Она гораздо ценнее жемчужин», тем не менее, каждый еврей поет эти слова своей жене каждую Субботу, свидетельствуя перед всеми домочадцами и гостями, что она, его половина – именно такая бесценная жемчужина.

Гимн Эшет хаиль толкуют аллегорически, как намекающий на Шхину (Божественное присутствие), на Тору, на Субботу, на мудрость и на душу. То, что именно еврейка выбрана царем Соломоном для воплощения столь возвышенных духовных понятий, указывает на великую ценность еврейской женщины в нашей Традиции. Но и не вдаваясь в глубокие аллегории, заключенные в этом тексте, даже согласно простому смыслу мы можем увидеть, какими особыми качествами должна обладать еврейка, чтобы соответствовать своему высокому предназначению:

«Батох ба лев баъла, ве шалаль ло йехсар» — «Уверено в ней сердце мужа ее: (ни в чем) он не будет (ощущать) недостатка». Еврейка испокон веков – символ преданности дому, семье, семейным ценностям. Такой видят еврейку и окружающие народы – и для них она символ надежности, точно, как сказано: «уверено в ней сердце мужа ее». Если мы обратим внимание на истории и притчи еврейского народа, мы увидим, что образ жены – это в основном женщина, преданно ожидающая своего мужа, поддерживающая его, что бы ни случилось. В наш век, когда отношения рвутся и дома разрушаются с пугающей легкостью, еще яснее становится, почему именно это качество еврейки прославляет царь Соломон прежде всего.

«Воздает она ему добром, а не злом, во все дни жизни ее» — еврейка умеет быть благодарной и признательной. Но, кроме того, она умеет активно творить добро – не просто принимать с благодарностью, но и дарить в ответ. Еврейка – та, кто отвечает добром на добро.

«Препоясывается она силой, и руки ее крепки» — нет, это не идеал женщины-бодибильдера. Имеются ввиду сила и крепость внутренние, то, что во все века отличало еврейских женщин. В самые черные периоды нашей истории (а таких было не мало), еврейка находила в себе силы продолжать верить и надеяться, и поддерживать мужа и детей. Еврейка – это Хана, придающая смелость своим сыновьям не поклониться идолу перед лицом смерти; Еврейка – это Эстер, идущая просить за свой народ, невзирая на опасность вызвать гнев царя и быть казненной; это любая женщина любой эпохи, выбравшая смерть – а не крещение, верность своему народу – а не выгодный и многообещающий брак. Еврейка – это также и любая невеста, жена и мать, не испугавшаяся неудобства и трудностей, а иногда и откровенной нищеты, и поддержавшая своего мужа и сыновей в стремлении изучать святую Тору, и посвятить этому свою жизнь.

 Еврейская женщина – это надежное прибежище от всех житейских бурь, откуда муж может черпать новые силы.

Образ еврейки — это также образ рачительной хозяйки. «Она, подобно кораблям торговым, издалека приносит свой хлеб; Поднимается она затемно, дает еду дому ее, и задания служанкам… Радуется она успеху торговли своей; и ночью не гаснет свеча (при свете которой она работает) … Не боится она, что домочадцы (будут страдать) от стужи…» — все эти и многие другие стихи воспевают еврейку как жену, на которой держится дом.

Но даже своими руками добившись материально благополучия, вставая затемно и работая до поздней ночи, она не превращается в черствую скупую личность, равнодушную к чужому страданию:

«Подает она бедному (милостыню) на ладони, руку (с подаянием) протягивает она нищему».

Это умение сострадать, сопереживать горю другого человека, и стремиться помочь ему всеми силами – отличительная черта еврейки, отражение ее утонченной души.

«Открывает уста свои с мудростью, и Тора милости на языке ее».

Образ еврейки будет неполным, если не упомянуть ее как советчика, на мудрость которого полагаются все окружающие – и дети, и муж. Множество примеров в нашей Традиции воспевает жену-советчицу, чей разумный совет приносит удачу и спасение. Достаточно вспомнить про пророчицу Дебору, удостоившуюся быть судьей для всего еврейского народа. Мудрость Деборы помогла ее современникам вернуться к соблюдению заповедей Торы, и одержать сокрушительную победу над многочисленными войсками кнаанейского полководца Сисры. Но наша Традиция открывает еще одну грань мудрости Деворы – ту особую женскую мудрость, благодаря которой ей удалось превратить своего мужа из ограниченного, неученого человека – в человека, облагороженного общением с великими мудрецами Израиля, достойного и праведного. Она сумела повлиять на него таким мягким и уважительным образом, что он не почувствовал ни малейшего давления или превосходства с ее стороны. Эта невероятная женская мудрость Матери Израиля стоит никак не меньше, чем ее волевые решения и военные победы.

«Встанут сыновья, чтобы прославить ее, и муж, чтобы восхвалить ее – многие женщины достигали успеха, но ты превзошла их всех!»

В чем же секрет величия и успеха, одаренности и совершенства еврейки? Почему испокон веков воспевается еврейская мама, еврейская жена? Возможно, этот секрет раскрывается – в заключительных словах гимна Эшет хаиль:

«Обманчива прелесть и суетна красота; лишь женщина, боящаяся Б-га, достойна похвал».

Всей своей многотысячелетней историей научен наш народ, что нет ценности у формы – без содержания; в величии души, внутренней чистоте и милосердии – секрет величия, притягательности и привлекательности каждой еврейской женщины.