Сгулот на Хануку

Дата: | версия для печати версия для печати
8950
сгулот хануки сгулот на хануку

Мы собрали здесь несколько важных сгулот на Хануку, упоминающихся в книгах наших мудрецов:

В Кицур Шульхан Арухе (законы Хануки) и в книге Йесод ве-шореш hаАвода написано, что давать цдаку в Хануку тем, кто изучает Тору — тикун (исправление) для изьянов (и повреждений) души.

О важности цдаки в Хануку пишет Бней Иссасхар такими словами: «…поскольку цдака — «переворачивает» меру Суда в меру Милосердия, постановили (мудрецы) увеличивать цдаку в дни Хануки, подобно Пуриму» (так как дни Хануки — время, когда Всевышний «перевернул» Свою меру Суда в меру Милосердия, совершив чудеса и избавление для евреев).

И также в книге Мишна Сахир приводится (от имени Шла акадош) что в Хануку следует быть очень осторожными в двух вещах: в том чтобы «открыть свою руку» для цдаки и в том, чтобы «открывать свои уста» только для прославления Всевышнего, и, наоборот, «закрыть» их для всего дурного, и в этом проявляется исправление Хануки — поскольку ангел Эсава (Сатан), когда боролся с Яаковом, сумел причинить ему вред, а именно, повредил два аспекта: сделал ладонь (каф) сыновей Исроэля «закрытой» для цдаки, а уста (пэ) — открытыми для клеветы, лашон ара и прочих запрещенных вещей. И эти два аспекта исправили Хашмонаим в Хануку, и это время, когда следует исправлять эти два аспекта и нам.

В книге Сифтей Цадик приводится, что тот, кто смотрит на ханукальные свечи (огни) — освящает (мекадеш) этим свои глаза, и это сгула для исправления тяжелого греха «смотреть на запрещенное».

Бней Иссасхар упоминает в разделе иньяней Ханука, что дни Хануки — время, предусмотренное для того, чтобы «вспомянуть бесплодных», подобно Рош аШана. И намек на это мы находим в том, что имя Матитьягу имеет ту же гематрию (числовое значение), что и Рош аШана.

В книге Сгулот Исраэль приводится от имени Йималет Нафшо следующее: «Очень хорошую защиту (человеку) в течение всего года обеспечивает: в каждый из дней Хануки после зажигания свечей говорить семь раз посук «Виhи ноам…» и затем «Йошев бесэтер Эльйон…» до конца перека» (оба этих отрывка написаны в Крият Шма аль аМита, чтении Шма перед сном). Эта сгула упоминается и в других источниках — так, в Сидуре раби Шабтая миРошков она приведена от имени Рамбана, а раби Хаим Фаладжи (в книге Моэд леколь Хай) приводит ее от имени Сефер hаЗхира.