Урок второй — Не по принципу Эсава

Дата: | Автор: Р. Лея Ганс | версия для печати версия для печати
439
принципу Эсава

Урок второй. Не по принципу Эсава

Еще один поучительный момент, который мы можем выучить у праотца Яакова. Когда братья встречаются, Эсав говорит: «Есть у меня премного, брат мой» (Берешит, 33:9), а Яаков отвечает: «Есть у меня все (необходимое)» (33:11). Все, кто далеки от Торы и заповедей, ведут себя как Эсав: у меня есть много, но я хочу еще – еще материальных удовольствий, поскольку невозможно насытиться ими. «Есть у него сто, хочет двести». Подход Яакова – сколько есть, столько мне и хватит (у него на самом деле было достаточно, на тот момент Яаков был богат, но и ранее он вел себя так же). И он благодарил Всевышнего за это.

Человек не может вкладывать в равной степени в материальный мир и в духовный.

А в наше время в получение удовольствия вкладываются огромные деньги. Человека не нужно убеждать пить «Колу», его нужно убедить, что, выпив «Колу», он получит неземное удовольствие, станет безмерно счастлив. Поэтому 80% цены продукта – это стоимость его рекламы. Реклама проникла даже в наш мир (религиозный): например, перед праздником Шавуот была реклама, что без чашки кофе некоей определенной марки ешиботник не сможет учиться ночью! Это, мол, уже традиция – нельзя отступать. Или на Мероне в Лаг ба-Омер, там, где зажигается большой центральный костер, повесили рекламу снэка, чипсов, в которой обыгрывалось слово мадлик («замечательный», а также «зажигательный»), как будто без чипсов зажечь костер в честь раби Шимона бар Йохая – это уже не то. По принципу Эсава действуют все «акции»: купи два, получишь третий в подарок («есть у меня премного»!) – две это много, но ведь 3 – еще больше! Они прекрасно понимают природу человека! Дом захламляется ненужными вещами, купленными потому, что «была акция» («мивца»). Мы все втягиваемся в это стяжательство. Особенно обостряется это ощущение в конце финансового года: все побежали за покупками – и я побежал.

Яаков учит нас пропорциям.

Конечно, человеку нужно иметь «хлеб, чтобы есть, и одежду, чтобы облачиться» (Берешит, 28:20), но не следует делать из этого главное устремление в жизни. Бывает, что в доме только и слышно: где какие скидки, в какой магазин лучше пойти за некоей вещью, когда «рыночный день», когда «конец сезона»… Если ребенок видит, что за включение света в Шаббат его только пожурили, а за разбитую вазу он получил пощечину и дикие крики – он сразу понимает, что на самом деле важно для его родителей. И можете сколько угодно говорить потом, что Тора и заповеди важнее…

Если мама считает, что дочери важнее успеть на распродажу, чем успеть помолиться Минху, то неудивительно, что приоритеты дочери будут соответствующими. Как правило, в таком случае всегда есть время на походы в магазин, но катастрофически не хватает времени на прочтение книги Теилим. Дети обладают очень высокой чувствительностью к таким вещам, даже если их не высказывают вслух.

Мы не говорим о том, что материальный мир нас не интересует, даже наоборот. Мы только устанавливаем пропорции: что важное, а что второстепенное.

продолжение следует

Подготовила: г-жа Зисси Скаржинская

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Хорошая статья, Зисси, спасибо! Но насчет резких реакций на включение света — есть алаха, что нельзя кричать на ребенка, выключившего в субботу свет — иначе он с испугу его тут же включит обратно! От пощечин вообще давно нам всем пора отказаться… Воспитывают же не окрики, а личный пример… И правильно: важно, о чем дома говорят и что дома делают. Только это и играет роль в воспитании, на самом деле…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here