Что дальше? — Духовное содержание дома

Дата: | Автор: Рав Игаль Полищук | версия для печати версия для печати
1560
духовное содержание

Допустим, мы уже построили нормальные человеческие отношения в семье – это занимает годы, и для этого нужно много сил, и надо плакать, и молиться, и просить Всевышнего о помощи.

Иногда случается так, что мы и не видели нормальных семей и нам действительно очень трудно. Но этот уровень, допустим, мы уже как-то освоили: у нас хорошая психологическая атмосфера в доме, взаимопонимание с женой и с детьми. Что дальше?

У нас есть необходимость в большем, чем просто нормальные человеческие отношения, – чтобы дом был местом присутствия Всевышнего. И для этого человек должен привыкать говорить со своими близкими диврей Тора (слова Торы).

Сказали наши мудрецы: нужно спуститься на одну ступеньку со своего уровня (на одну ступеньку, не на две) и на этом, более низком, уровне – жениться. То есть, сделать так, чтобы жена видела в муже духовную опору, могла идти за ним и воспринимать его как источник мудрости Торы в семье.

Муж должен быть главой семьи, должен вести семью в духовном плане, и это – правильная ситуация. Это не так просто.

Глава семьи должен внести в дом духовное содержание. Чтобы не было ситуации, что есть у него ешива, колель, где он слушает уроки, и там у него жизнь духовная, а дома он занимается другими делами. В доме есть много других дел, но при этом в доме должен быть духовный стержень. И в этом наша обязанность – внести духовное содержание в наши дома. Чтобы ту Тору, которую мы учим, то, в чем мы поднимаемся, мы внесли в наши дома, и так, чтобы наши близкие это восприняли, чтобы им было это приятно, и чтобы это было для них естественным содержанием дома.

Слово Торы за столом – это не насилие: ну когда уже папа закончит говорить, когда уже кончится это мучение?!

Пусть это будут даже три минуты! Если кто-то может говорить больше, и жена с детьми будут слушать с открытыми ртами и горящими глазами – пожалуйста.

Когда сидят за столом взрослые дети: одному тридцать пять лет, другому – тридцать, да еще когда сидят дети и внуки помладше, – как сделать так, чтобы всем было интересно, чтобы все услышали? Это очень тяжелая работа. И надо говорить по очереди: сначала с младшими, потом со старшими.

Мы обязаны нести духовность в наши дома, чтобы глава семьи нес в дом мудрость из бейт-мидраша через те каналы, которые построил, – каналы любви и терпения. Часто очень глубокие вещи приходят в дом не силой слова. Когда есть любовь в семье, когда понимают друг друга, чувствуют друг друга – наши дети, и тем более жена, воспринимают по нашей мельчайшей мимике, что – хорошо, а что – плохо. Не всегда об этом надо кричать. Дети хорошо знают, когда папа недоволен, даже если он им слово не сказал и не взглянул. И не всегда нужен разговор.

Нам надо нести в наши дома духовность, которая у нас есть, нам надо ее увеличивать. Более того, речь идет о том, чтобы человек нес духовность, которая выше этого дома, чтобы дом «был домом собрания мудрецов».

Есть еще одна особая тема. Мы хотим воспитать в наших детях подчинение мудрецам, подчинение Торе, Всевышнему. У нас нет другого способа воспитать это, кроме как через личный пример. Когда сын видит папу, как он «сидит в ногах у мудрецов», воспринимает слова Торы с жаждой – это самый лучший урок. Не как папа говорит – как папа слушает, как он воспринимает, как папа уважает своих учителей.

Это очень коротко о том, что сказано в нашей мишне о построении еврейского дома.
Подготовила А. Сугакова. По материалам уроков по трактату «Авот»
ПОДЕЛИТЬСЯ