Благодарность

Дата: | Автор: Рав Ауриэль Зильбигер | версия для печати версия для печати
2036
благодарность

Еврейские мудрецы о семейной жизни

Всевышний наказал египтян десятью казнями. Некоторые из них были осуществлены через Моше, некоторые – через Аарона. Великий комментатор Раши[1] объясняет: «За то, что река (Нил) оберегала Моше, когда он был брошен в ее [воды], она не по- страдала от его руки [и не была поражена через него] ни кровью, ни жабами, но пострадала от руки Аарона»[2]. Аналогично Раши объясняет, почему Моше не ударил прах при исполнении казни вшами: «Прах не заслуживал того, чтобы принять кару от Моше, потому что защитил его, когда [Моше] убил египтянина и спрятал его в песке. [Поэтому прах] принял кару от Аарона»[3].

Мудрецы учили, что чувство благодарности и проявление этого чувства необходимы даже по отношению к неживым предметам. Тем более они нужны по отношению к людям вокруг нас, и особенно – по отношению к супругу, который является постоянной нашей поддержкой и помощником. Мы должны испытывать и выражать свою благодарность не только в особых случаях, скажем, по поводу щедрого подарка в день рождения, но и по поводу мелких услуг в быту и привычной помощи в повседневной жизни. Мы обязаны благодарить, даже если доброе дело было сделано не специально для нас, а помогло нам косвенно.

Знать это очень важно, и именно в семейной жизни. Наше внимание должно отмечать самые простые и обыденные вещи, такие, как покупки, домашние хлопоты, работа и т.д. Все это мы должны ценить и, ценя, благодарить за это супруга.

Вавилонский Талмуд[4]  рассказывает, что раби Хия[5]  был женат на женщине, которая постоянно его изводила. Несмотря на это, раби Хия, когда ему случалось увидеть какую-нибудь красивую или полезную для жены вещь, всегда покупал ее жене в подарок. Ученик спросил его, зачем покупать подарки женщине, от которой одни неприятности. Раби Хия ответил: достаточно того, что она мне жена и растит наших детей, чтобы я был обязан ей благодарностью.

[1]  Раби Шломо Ицхаки. Родился во Франции в 1040 году. Один из величайших комментаторов Торы всех времен. Его комментарии на Танах, Талмуд и другие основополагающие труды еврейских мудрецов и сегодня изучают во всех еврейских учебных заведениях во всем мире. Умер в 1105.

[2]  Раши. Комментарий на Шмот, 7:19. Шмот («Имена») – вторая книга Пятикнижия.

[3]  Раши. Комментарий на Шмот, 8:12

[4] Евамот, 63а, б

[5] жил в Эрец-Исраэль во времена раби Иегуды а-наси, около 1800 лет тому назад