«Эзер кенегдо» — а не «озерет баит»!

Дата: | Автор: Рав Игаль Полищук | версия для печати версия для печати
1066
У всего человечества есть глобальная проблема: человек, общаясь с окружающим миром, не видит и не слышит того, как его слова и поступки воспринимаются другими.

Один человек отметил большое отличие ребенка от взрослого: ребенок видит только самого себя и не заботится о реакции окружающих на свои поступки. Надо признать, что некоторые взрослые остаются такими же «детьми» до 80 лет…

Огромная благодарность нашим женам, прежде всего, за то, что они помогают нам не оставаться такими детьми!

Хотя дурное начало будет говорить нам совершенно обратное: ты – глава семьи, самый важный, весь мир должен крутиться вокруг тебя, все должны тебя обслуживать и угождать тебе! Нет ничего более далекого от истины, ведь на самом деле, мужчина олицетворяет собой качество хэседа, он – дающее начало.

Стандартная ситуация – муж возвращается домой с работы или учебы с мыслью «сейчас меня обслужат».

В это время дома жену посещают такие мысли: «Я была с детьми, пыталась как-то победить беспорядок в доме, еще и слабость после родов (а ведь большая часть этого может быть после рабочего дня)… Вот сейчас придет спасение – муж — и мне поможет!» Реальность, к сожалению, такова, что муж приходит домой и не помогает – напротив, он ждет, чтобы его обслужили! Дальнейшую сцену, думаю, не стоит даже описывать, вы сами можете себе ее представить…

Что же произошло? У мужа есть готовая теория: где моя «эзер» (это слово часто путают с «озерет», уборщицей-кухаркой…)? Эзер она или нет?

Возможно, это прозвучит неприятно для многих мужчин, но придется это озвучить: муж, который не помогает жене, не живет ее интересами и не заботится о ней – он ей как бы и не муж…

Как мы говорили выше, женщина – это «мекабель», принимающее начало, в то время как мужчина – начало дающее, и всем мужчинам стоит научиться давать – не только своей жене, а вообще быть щедрыми по жизни. Поскольку мир, как написано в Пиркей Авот, стоит на трех вещах, одной из которых является «гмилут хасадим» – добрые дела, то это применимо и к миру каждого отдельного человека, и к миру в семье. Учиться проявлять добро нужно, начиная, в первую очередь, со своего собственного дома (даже если добрые дела и не прославят вас на весь мир, и никто, кроме близких, о них не узнает), и естественную потребность мужчины делать добро надо реализовывать в первую очередь в отношении своей жены.

Помощь жены, ее качество «эзер» проявляется здесь в том, что она помогает мужу развить в себе качество хэсед.

Человек, по сути – эгоист и эгоцентрист, и давать другим придется именно научиться, однако мотивация при этом не должна быть такой: «бедняжка жена, надо ей помочь». Напротив, чтобы быть настоящим мужчиной, надо быть щедрым! Это абсолютно мужское качество – давать.

Бина – не монополия женщин, и мужчинам тоже нужно понимать и вникать в происходящее вокруг. Понимая жену, мужчина учится понимать и видеть всех окружающих людей. Современная наука психология требует пройти многолетний курс для того, чтобы считаться профессионалом в своем деле. А наш народ на протяжении веков обходился без дипломов психолога – мы учились понимать людей у себя дома, в еврейской семье и в Домах учения.

От своих учителей я принял очень здравый подход: в обычных семьях, где нет никаких необычных обстоятельств, жена, как правило, отвечает мужу тем же, что он дает ей.

При таком подходе, если что-то в семье идет не так, и мужу не нравится поведение жены, – пусть покопается в себе и найдет корень такого поведения.

Существует и другая ситуация. Представим, что муж – бен Тора, и к его поведению в семье действительно невозможно придраться, а жена все равно отвечает недобро. Такому человеку нужно «взять уровнем выше» и задуматься – а так ли уж хорошо я веду себя по отношению ко Всевышнему? Слушаюсь ли я Его? В таком случае, поведение жены по отношению к мужу – это лишь «мида кенегед мида» (мера за меру) относительно того, с какой тщательностью муж исполняет заповеди по отношению к Всевышнему. Жена приготовила мне ужин такой, а я хотел немного другой… Задумаемся: а я помолился так тщательно, как того хотел от меня Творец?

И тут жена – эзер кенегдо, зеркало, которое показывает, как надо исправить себя в служении Творцу.

В хумаше Берешит подробно рассказывается о том, как Всевышний дал Адаму его жену. Сказано, что Он взял от Адама «цела» (переводится на русский язык обычно как ребро, хотя, на самом деле, правильный перевод – сторона), построил из него женщину и привел ее к Адаму. И сказал человек – это кость от моей кости, плоть от моей плоти, а называется она «иша», потому что взята от «иш», и это – истинная половина! Пишет рав Моше Кордоверо, величайший каббалист Цфата, что и сегодня, если человек удостаивается женитьбы на своей паре, то она будет с ним единым целым, «кость от кости и плоть от плоти».

С Б-жьей помощью, мы с женой удостоились женить уже 9 детей, и вот где-то на 8-9 свадьбе я увидел на все 100%, что шидух, нахождение пары – это «мин а-Шамаим», с Небес. То есть и до этого я знал это в теории и верил в это, но с опытом ко мне пришло видение этого – на все 100%.

Одна из основ шлом байта – знать, что шидух – с Небес.

Я это вижу сейчас: люди сливаются в единое целое, становятся похожи жестами, голосами, интонациями, даже движения у них в гармонии – не говоря уже о гармонии духовной. Жена – от Всевышнего, и это очень важно знать и помнить.

Более того, мы живем сейчас во многом в состоянии «эстер паним», и Б-жественное провидение скрыто от нас, мы не видим его. Однако, как мы получили от наших учителей, в том числе и от Гаона из Вильно, есть одна сфера, которой эстер паним мало коснулось. Это сфера шидухим, нахождения пары. Человек получает свою пару – не делает, не высчитывает, а просто получает Свыше, надо лишь этому не мешать.

Единство мужа и жены может проявляться по-разному: физическая близость, единство финансов, обязанности супругов по отношению друг к другу, прописанные в ктубе, духовное единство…

Высшей Замысел состоит в том, чтобы единство было максимально возможным, и на пути к этой цели, как и к любой другой возвышенной заповеди, возникает множество препятствий.

Шлом байт – очень тонкая и хрупкая вещь: то, что не помешает друзьям остаться друзьями, а партнерам – партнерами, может нарушить единство «кости и плоти».

Пример из жизни наших праотцев – когда три ангела пришли к Аврааму в пустыне, а Сара приняла их за бедуинов. Когда перед уходом они благословляли Сару ребенком, она им ответила, что она уже неспособна иметь детей, «ве адони закен» – и муж мой настолько старый, что и он неспособен произвести потомство.

Далее, когда Всевышний через посланников обращается к Аврааму с вопросом, почему смеялась Сара, Он говорит: «почему она сказала, что уже старая (и неспособна иметь детей)?» Заметим, что Всевышний не пересказал Аврааму дословно все, что сказала Сара: что он стар, а не она.

Основополагающий урок шлом байта мы можем вынести из этого эпизода, и так комментируют его наши мудрецы: даже если бы Всевышний передал Аврааму, что Сара сказала про него, что он старик, то неужели бы он с ней поругался? Невозможно даже представить себе такое на высочайшем уровне наших праотцев! И, тем не менее, это могло бы задеть Авраама тончайшим образом. Только чтобы избежать этого, Всевышний изменил часть слов Сары. И это – одно из мест Торы, из которого мы учим, что ради «даркей шалом», ради мира, можно изменить правде.

Подготовила А. Швальб.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here