Женщина – суть и предназначение

Дата: | Автор: Р. Хава Куперман | версия для печати версия для печати
3163
напротив

Эзер кенегдо может пониматься как «соответствие» и как «стоящая напротив».

Суть женщины заключается именно в этом — быть помощью напротив. Это выражение использовано для того, чтобы не осталось сомнений, что женщина не равна животным и что во всей вселенной нет ни одного существа, подобного ей. Животные никогда не могут быть «напротив», они всегда на той же стороне что и мужчина, чтобы подчиняться его воле, выполнять его желания, служить ему.

Например, когда мужчине нужна охрана в саду (ведь невозможно присутствовать во всех его уголках сразу и всегда), он привлекает к делу собак, разводит их по периметру, оставаясь стеречь одну из сторон. Собаки при этом не «напротив» — они в той же линии, что и хозяин (сторож) сада.

А вот другой пример — тяжелая ноша. Человек не в силах тащить ее на себе. Он навьючивает груз на осла. И ослик безропотно подчиняется его воле. Или, скажем, куда-то нужно быстро добраться. Значит, стоит сесть на лошадь. Или есть задача расчистить участок земли от деревьев. Специально обученные слоны корчуют стволы легко и быстро. Человеку нужно лишь поставить перед ними задачу. Животные исполняют его желания.

Если сделать предположение, что ношу можно разделить между мужчиной и женщиной (дескать, он возьмет три пуда зерна, и она два пуда), или, в случае с садом, он останется охранять на одном краю, а ее отправит на другой… то тут же появится и возражение: все это не слишком разумно и совсем не эффективно. Зачем взваливать на женщину то, что можно навьючить на ослика, и зачем поручать ей службу, с которой хорошо справляются собаки?! Животные — прекрасные исполнители. Они созданы Творцом для этой цели — служить Человеку, исполнять его приказы. Животные — исполнители.

Но женщина для мужчины подобна зеркалу. Зеркало бесполезно, если оно обращено в ту же сторону, что и наши глаза; находясь в таком положении, оно никакой информации к тому, что мы видим, не добавляет. Но если зеркало напротив, тогда от него большая польза, оно отражает то, чего мы не видим!

Женщина, помощник напротив. Помимо того, что она безусловно берет на себя немаленькие нагрузки, она также может дать совет, глядя на ситуацию совсем с другой точки зрения и видя то, что мужчине недоступно, и в этом ее главное предназначение.

(Кстати, в хавруте занимаются двое, один напротив другого!)

Важно, чтобы женщина понимала свою роль и правильно действовала в рамках этой роли. Если она только исполнитель — она «ослик», и вряд ли сумеет помочь мужчине так, как способна.

Ее задачи другие. Этично, женственно, мягко ей надлежит быть помощью напротив, иметь свою точку зрения. Но помнить при этом, что она не мужчина и не должна вступать в соревнование с мужем! Она помощница, а не конкурент.

Раши, анализируя противоречие, содержащееся в «помощи напротив», говорит: если у мужчины есть заслуги, значит жена ему в помощь, а если нет, то — «напротив».

Есть еще одно мнение. Мужчина не однообразное существо, он разносторонен. У него есть физическая сторона, духовная, эмоциональная, интеллектуальная. Желательно, чтобы его жена была наделена соответствующими качествами, в чем-то дополняющими качества ее мужа и близкими к этим качествам по уровню. Это и есть эзер кенегдо – помощь напротив него.

Продолжение следует

Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.