Запрет пугать и Как правильно упрекать учеников и домашних

Дата: | Автор: Рав Ицхак Сильвер | версия для печати версия для печати
799
запрет пугать уважение к детям

Запрет обижать и причинять страдания (онаат дварим)

20. Нельзя пугать других людей, например, резко кричать у человека за спиной, неожиданно выскакивать перед ним в темноте и т.п. Из слов Рамбама видно, что это тоже относится к запрету «обиды». За подобные поступки нет конкретного наказания в еврейском суде, но человек получит наказание Свыше. Об этом запрете обязательно нужно рассказать и детям, ведь известно, что детские игры часто приводят к подобному. (Если в тот момент, когда человек напугал своего друга, он также держал его или толкнул, обязан заплатить денежный штраф).

****
В Пурим Авимелех бросил взрывпакет из окна. Он жил на восьмом этаже, и пока этот пакет летел вниз, госпожа Паденская успела выйти во двор. Услышав сильный взрыв, она испугалась настолько, что ее пришлось отправить в больницу в стрессовом состоянии.

Спустя годы Авимелех обратился к раввину с просьбой помочь ему исправить случившееся: сделать тшуву и установить, какую сумму он должен выплатить пострадавшей.

21. Некоторые авторитетные законоучители считают, что в случае, когда кто-то издевается над своим ближним и всячески обижает его, разрешается ответить ему тем же, поскольку Тора не может запретить человеку защищать себя в момент, когда ему причиняют боль. Однако при этом мудрому человеку следует всегда быть спокойным и не уподобляться своему обидчику. Известно, что многие праведники старались вообще не реагировать на унижения и как можно больше отдалить себя от огня ярости и ссор.

22. В некоторых случаях, когда учитель видит, что ученик не готовится к урокам и не владеет как следует материалом, разрешается строго разговаривать с учеником и даже сказать ему что-то обидное. Но все это допускается, если ученик способен спокойно отреагировать на замечания и всерьез взяться за учебу, а учитель желает только помочь ему в этом.

Если ученики не владеют материалом из-за его сложности, то учитель должен, набравшись терпения, повторять с ними материал, пока они не усвоят его хорошо.

В случае, когда отец должен упрекнуть или сделать замечание сыну или другим домочадцам, он также должен постараться не обидеть их и не причинить страданий.

***
Ученики ешивы «Эц хаим» в возрасте тринадцати лет должны были пройти экзамен на знание Талмуда у знаменитого рава Исера Залмана Мельцера. Ученики подходили по очереди.

Один из учеников неправильно ответил на вопрос, и тогда рав Мельцер сказал: «Ты, наверное, имел в виду вот это…». Ученик покачал головой и повторил свою точку зрения, уточнив, как он понимает этот отрывок текста. Рав еще раз попытался помочь ему исправить положение, предложив еще один вариант прочтения отрывка, но мальчик стоял на своем. Так продолжалось в течение десяти минут. Неожиданно рав Мельцер извинился и сказал, что должен удалиться на некоторое время. Он вышел и стал прохаживаться по коридору, повторяя себе: «Заповедь уважать ближнего касается также и маленьких детей!» Через несколько минут он вернулся в класс и опять начал спокойно объяснять ученикам тот же отрывок текста.

****
В детстве Макс учился в талмуд-торе. Он до сих пор еще помнит наизусть несколько трактатов, несмотря на то, что оставил традиционный еврейский образ жизни и даже женился на нееврейке.

С чего же все началось? Однажды у одного из учеников пропали вещи, и учитель по какой-то причине заподозрил в краже именно Макса (тогда еще Мойше). Он обвинил его в краже на глазах у всех учеников. Мальчику было очень тяжело, но он был уверен, что родители смогут разобраться во всем и помочь ему. Однако случилось непредвиденное. Отец отнесся к подозрениям учителя серьезно и набросился на своего сына.

— Как ты мог позорить всю нашу семью! – кричал он. – Сейчас я тебе задам как следует, чтобы ты не смел делать такое еще раз!

Это было ударом для Мойше. Он плохо спал, потерял аппетит и не мог сосредоточиться во время уроков. Это привело к плохим оценкам, а впоследствии – и к потере всякого интереса к учебе. Самое страшное, что Мойше перестал уважать самого себя. Постепенно он познакомился с такими же ребятами, которые по тем или иным причинам чувствовали себя «неудачниками». Вместе с ними он начал гулять, бездельничать и делать глупости. Они ощущали себя отвергнутыми, что порождало в их сердцах ненависть к окружающим. Тем не менее, несмотря на новое «свободное» положение, они совершенно не чувствовали себя счастливыми.

Мойше перешел в другую школу (нерелигиозную), но и оттуда после нескольких проделок его пришлось выгнать. Он поменял имя и снял кипу.

Сегодня Макс уже взрослый и, конечно, несет ответственность за свои поступки. Но тень обвинения за многие проступки лежит не только на нем, но и на его учителе, поскольку именно из-за той обиды Мойше докатился до своего сегодняшнего положения.

puti

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность автору раву Ицхаку Сильверу за право пользоваться переводом его книги «Пути мира и добра» на русский язык.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here