Отношение к мудрецам и старцам — Запрет пренебрегать и оскорблять мудреца

Дата: | Автор: Рав Ицхак Сильвер | версия для печати версия для печати
557
оскорблять мудреца

42. Тот, кто занимается изучением Торы, обязан встать при виде своего учителя или другого мудреца Торы.

43. Мудрецу или учителю лучше пройти такой дорогой, чтобы отрывать как можно меньше людей от своих занятий и учебы из-за того, что им придется вставать.

44. Если в магазин вошли двое, и один из них – известный вам мудрец Торы или ваш учитель, нужно пропустить его, чтобы он был обслужен в первую очередь.

45. Запрещено относиться к мудрецам с пренебрежением и, тем более, оскорблять мудреца. Талмуд утверждает, что человек, нарушающий этот запрет, не может излечиться от своих болезней и теряет свою долю в будущем мире.

На самом деле в данном случае речь идет о нарушении сразу нескольких заповедей:

1. Он не испытывает никакого трепета перед мудрецом и не уважает его (см. «Дварим», 6:13);

2. Он не исполняет заповедь «ве-адарта пней закен» («перед сединой вставай и почитай старца» («Ваикра», 19:32));

3. О нем так же сказано: «Двар ашем биза» («Пренебрег сказанным Богом («Бемидбар», 15:31)).

В Талмуде говорится, что Иерусалим был отдан в руки врага и разрушен только после того, как начали пренебрегать мудрецами Торы, всячески позорить и унижать их.

46. Когда оскорбляют мудреца или учителя, нельзя молчать, необходимо выразить свое несогласие и порицание.

***
Ночь Симхат Тора. Весь город участвует в танцах и акафот (хороводах со свитком Торы). Когда уже было поздно, и люди начали расходиться по домам, рав Йеошуа Лейб Дискин подозвал к себе ответственного за службу в синагоге и что-то шепнул ему на ухо. Тот выслушал раввина, поднял голову и громко объявил: «Начинаем акафот сначала». Все, как будто ни в чем не бывало, заняли прежние позиции и кантор запел. Когда закончились повторные акафот, все присутствующие еле передвигали ноги, но никто не задавал вопросов. Люди, наконец-то, разошлись по домам для трапезы. Сын раввина, оставшись наедине с отцом, спросил его:
— Отец, какая ошибка была допущена в первых акафот?
Рав Йеошуа Лейб ответил коротко:
— Один из мудрецов Торы не получил принадлежащую ему по праву акафу[1].

[1] Во время акафы избранным людям оказывают честь нести свиток Торы – это называется «получить акафу».

puti

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность автору раву Ицхаку Сильверу за право пользоваться переводом его книги «Пути мира и добра» на русский язык.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ