Пока не пришел Учитель

Дата: | Автор: Г-жа Зисси Скаржинская | версия для печати версия для печати
2297
энн салливан учитель элен келлер

Слыхали ли вы когда-нибудь про Элен Келлер? Элен Адамс Келлер?

Это первая в мире слепо-глухая девушка, закончившая колледж.

Она родилась в Америке 27 июня 1880 в городе Таскамбия штата Алабама. Родилась нормальным ребенком. Но в возрасте 19 месяцев Элен заболевает, тогда врачи определили это как «воспаление мозга» — возможно, менингит, и теряет зрение и слух. Причем самое интересное, что в своей книге она пишет, что помнит, как постепенно теряла зрение – прямоугольник света на стене перед ее глазами постепенно тускнел, пока совсем не пропал.

Мать очень любила ее, помогала ей как-то контактировать с внешним миром, у них даже были некоторые знаки – девочка могла прикладывать руку к щеке и понимать, когда мама кивает – «да», если Элен хотела мороженого, то показывала, как крутят ручку мороженицы.

Но с возрастом, как любой ребенок, Элен захотела развиваться дальше, ей стало мало тех знаний, которые она могла получить самостоятельно или от родителей. Отсутствие интеллектуальных задач, продвижения, новых знаний выводило ее из равновесия. Она скандалила, кричала, била окружающих и разбивала посуду. Она, например, вполне понимала, что другие люди используют рот для разговора. Она щупала их лица, пытаясь повторить движения губ, но и это не приносило успеха. Из-за этих неудач она впадала в ярость. Ее истерики все учащались, пока, наконец, стали ежедневными. Отец ее не мог этого больше спокойно выносить, кроме того родилась младшая сестра, поэтому было решено, если не будет другого решения, сдать Элен в приют. В качестве последнего аргумента ее мать выписала из школы для слепых частного учителя – Энн Салливан. И учительница чудесным образом нашла слово-ключ, которое помогло Элен начать «говорить» на языке слепых – изображать буквы на ладони.

Удивительно, но учеба совершенно изменила девочку. Она стала гораздо спокойнее, могла подолгу заниматься одним делом, например, вязать. Однако мисс Салливан не перегружала ее зубрежкой, а представляла учебу в виде игры. Вот, что пишет Элен в своей книге: «Все, чему учила меня мисс Салливан, она иллюстрировала прелестной историей или стихотворением. Когда мне что-то нравилось или казалось интересным, она разговаривала со мной на эту тему так, словно сама была маленькой девочкой. Все, что дети считают нудной, мучительной или пугающей зубрежкой (грамматика, трудные математические задачи или еще более трудные занятия), до сих пор относится к самым любимым моим воспоминаниям».

А вот ее слова о любимой учительнице: «Вначале я была всего лишь комочком нераскрытых возможностей живой материи. Моя учительница помогла им развиться. Когда она явилась, все вокруг наполнилось любовью и радостью, обрело значение и смысл… Гений моей учительницы, ее мгновенная отзывчивость, ее душевный такт сделали первые годы моего обучения такими замечательными. Она уловила нужный момент для передачи знаний, я смогла их воспринять с удовольствием… Каждый учитель может привести ребенка в классную комнату, но не каждый в силах заставить его учиться».

В наше время профессия учитель не популярна. Совсем. На это повлияло множество факторов, а жаль. В учителя идут те, кто не чувствует в себе сил, желания, возможностей заняться чем-то другим. Я сейчас говорю об обычном школьном учителе, зарплата которого скорее отпугивает, а не о преподавателе колледжа или ВУЗа. Невольно вспоминается, какое уважение к учителю прививалось с первого класса школы на «доисторической родине». И учитель, со своей стороны, как правило, знал, что от него требуется «раскрыть» каждого ребенка: подогнать отстающих, дать отдельные задания более сообразительным ребятам. Хороший учитель ощущал свое призвание, свою личную ответственность за воспитание будущего человека, формирование личности. В наше время все меньше учителей ощущает свою личную ответственность. На самом деле родители и учителя перекладывают ответственность друг на друга. Родители считают, что школа воспитает ребенка, а учителя – что родители. В результате ребенок «падает между стульев». Ребенку, который «рождается диким осленком» совсем не интересно соблюдать взрослые правила. И пока над его головой сталкиваются и громыхают мнения, он спокойно ведет себя, как ему вздумается.

Конечно, нереально, чтобы у каждого ребенка был свой частный преподаватель, объясняющий материал в доступной и подходящей только ему форме, в игровой манере. Но это было бы здорово! И можно себе представить, насколько ребенок тянется к знаниям, какой потенциал заложен в каждом ребенке, если даже слепо-глухая девочка Элен Келлер под влиянием своей учительницы превратилась из скандального, опасного, неуправляемого зверька – в образованного, интересного человека. Марк Твен назвал ее «одним из величайших людей своего времени наряду с Наполеоном Бонапартом».

Helen_Keller_January_1905