- Мир женщины Беерот - http://beerotwomen.ru -

распечатать

Сила молитвы — Привыкание и как его избежать

Мой сын, один из младших, учил в хейдере Теилим – псалом 119, там на каждую букву еврейского алфавита есть по восемь стихов. Ребятам было тяжело, ведь они не так бегло читают, да и текст очень сложный, поэтому в конце ребе устроил праздничный утренник – в качестве вознаграждения за тяжелый труд.

На той же неделе я в пятницу взяла его к Стене Плача с собой (помните, мы говорили о том, что маме нужно показывать ребенку, как она ценит его учебу). Я молилась Минху, а мой сын сидел и сосредоточенно читал Теилим (свой 119 псалом). Мы пошли в Минарот а-Котель (тоннель Западной Стены), там людей меньше и тише вокруг. Было удивительно смотреть, как ребенок сидит и читает, не отвлекаясь, не замечая ничего вокруг.

Когда мы, взрослые, читаем Теилим, мы не можем 40 минут читать, не отвлекаясь. Почему нам тяжело ощущать такую же увлеченность Псалмами или молитвой, как ребенку? Ведь он читает в несколько раз медленнее нас, соответственно ему тяжелее, но он не бросает это, он погружен в чтение – ничто не может оторвать его от книги.

Причина проста: мицват анашим мелумада, заученная заповедь выполняется автоматически.

Даже к самой потрясающей вещи можно привыкнуть. Любимая еда может надоесть, близкий друг может наскучить. То, что сильно притягивает нас, пока оно в новинку, приедается и отталкивает, если повторяется каждый день, а особенно если это обязанность. В какой-то момент процесс начинает напоминать прием горького лекарства: мы знаем, что «надо», морщим нос и глотаем – лишь бы побыстрее закончить. Так ли должна выглядеть наша молитва? Вовсе нет. И наша цель – не дать ей такой стать.

Всевышний создал мир таким образом, что мы не видим Его присутствие явно. Слово «мир», олам, происходит от слова неелам, «сокрытие». Г-сподь скрывается от нас за явлениями природы, за естественными процессами. Привыкание – естественный процесс, и тут нам нужно пойти против природы. Это испытание нашей веры – увидеть Его там, где нужно видеть не глазами, а сердцем. Он с нами и слышит нашу молитву.

Несколько советов, как избежать привыкания

  1. Перед молитвой нужно остановиться и задуматься на несколько мгновений: что я сейчас собираюсь делать? Я предстану перед Царем царей, перед Владыкой, могущественнее которого нет. На аудиенции я смогу попросить о самом важном для меня, для моих близких, о здоровье и скорейшем выздоровлении… Царь Своим соизволением разрешает мне стоять перед Ним и просить, приглашает – дает мне шанс поговорить с Ним на «ты», ведь в молитве мы обращаемся к Всевышнему «Барух Ата», «Благословен Ты».
  2. Нужно идти войной против нашего дурного побуждения. «Ибо хитроумно (продуманной тактикой) будешь вести войну свою, и спасение – в множестве советников» (Мишлей, 24:6). Многие комментаторы говорят здесь о войне против йецер а-ра. Продуманной тактикой можно победить его. Кто эти советники, которые помогут нам в войне против него? Книги по мусару. А какие приемы есть у нас, чтобы противостоять помехам дурного побуждения? Молиться с душой. Например, если мы отвлекаемся, молясь дома в салоне – вокруг дети, шумно, – стоит оборудовать место для молитвы в другой комнате и, возможно, закрывать дверь туда на ключ.
  3. Молиться нужно не в самый «горячий» час дня, а найти для этого относительно спокойное время. В свитке Эстер есть такой стих (9:25): «И как предстала (Эстер) пред царем, приказал он в письме: да обратится злой замысел (Амана), что задумал он против иудеев, на его же голову!..». Слова этого стиха «им асефер яшув махашевато араа» можно также прочесть иначе: «… с книгой вернется (от) собственных дурных мыслей», то есть, глядя в книгу, в текст Сидура, на буквы, человек не так отвлекается от молитвы на посторонние мысли.
  4. Нужно, чтобы наши уши слышали то, что мы произносим шепотом. Это не молитва в голос, но и не про себя. Таким образом мы не дадим себе уйти от текста – уши не дадут. И не случится такого, что мы думаем об одном, а устами говорим другое.
Кроме того, хороший совет – добавлять свои собственные просьбы, относящиеся к теме благословения, в каждом из срединных благословений «Шмоне Эсре» («Рефаэйну», «Хонен а-даат», «Ашивейну ле-Торатеха» и т. д.).

Когда это не просто текст от наших мудрецов, но и наши собственные слова, это уже касается нас лично, и мы меньше отвлекаемся.

Дополнительное место для наших просьб – «Шма колейну» и перед «Ийю ле-рацон» в конце молитвы – здесь можно вставлять любые просьбы.

продолжение следует

подготовила: г-жа Зисси Скаржинская