Недельная глава Ваякъэль — Трума женщин и мужчин

Дата: | Автор: Р. Ямима Мизрахи | версия для печати версия для печати
3054

Каждый хочет подчеркнуть индивидуальность своего пожертвования. Хотя женщины – в большей степени. Получилось так, что трумот – пожертвования – мужчин перемешались. А трума женщин была увековечена в летах.

Принесенное женщинами – что это было? Зеркала. Зеркала, из которых был сделан кийор – умывальник – при входе в Мишкан. Ну, в самом деле – что такого в зеркале? Мы ведь подчинены зеркалу! По шесть раз в день ты проходишь мимо зеркала из салона в кухню, и каждый раз все равно посмотришь в него. Но ведь на самом деле ничего не изменилось. Что же за связь у нас с зеркалами?

Моше рабейну тоже не понимает это. Он не хочет принимать зеркала в качестве пожертвования. Он говорит, что зеркала – это инструмент йецер а-ра. А Всевышний велит ему принять их: «эле хавивин Алай йотер мин аколь» – «эти желанны Мне более прочих».

Почему так желанны эти зеркала? Потому что они обеспечили продолжение существования народа Израиля. Они свидетели того, сколько усилий женщины приложили к тому, чтобы была семья, вложили в продолжение народа. Сколько душевных сил они вложили в то, чтобы украсить себя для мужей, чтобы росла семья. Только в заслугу этих зеркал народ Израиля не был совсем запуган.

Что это показывает? Что когда женщина чего-то хочет, она этого добьется. «И все жены, каких вознесло их сердце в мудрости, пряли козий (волос)» (Шмот 35:26). Рамбан объясняет: поскольку они так сильно хотели, то обнаружили в природе своей, что могут это сделать. (В чем была проблема? Женщины хотели, чтобы пряжа, которую они прядут, не принимала нечистоту. И они додумались, что, пока пряжа на живой козе, то она не принимает нечистоту – их мудрое сердце подсказало. Подробнее см. комментарии на главу). Поэтому желание для женщины – вещь положительная, жизненно необходимая.

Почему же происходит так, что женщина вдруг перестает хотеть, не хочет вкладывать ни в семью, ни в детей. Отчего же умирает это желание? Рав Вольбе зацаль говорит: от обиды. Почему мы так привязаны к зеркалу? Потому что Хава – женщина – нуждается в хивуй – индикации, представлении о себе. Чтобы другие говорили ей свое впечатление о ней, чтобы говорили ей, что она хорошая. Получается, мы такие зависимые, все время печемся о чужом мнении?

По Зоару это называется не обидчивостью, а царственностью. Ведь у царя нет ничего принадлежащего лично ему, нет ничего собственного. Свой статус он получает тем, что его ставят на царство. Нужны те, кто признает царя царем. Даже про Всевышнего сказано: «ахарей кихлот аколь» – «после того как завершено творение», то есть после сотворения человека «левадо имлох» – «единолично будет царствовать» – человек поставит Всевышнего царем.

Женщина в этом плане тоже царица. Она зависит от представления о ней окружающих. И поэтому отражение в зеркале так важно для нее. Ведь когда ее обижают, ее преуменьшают – у нее пропадает желание. А когда у женщины нет желания – не будет народа Израиля.

Поэтому, зная, что нас легко обидеть, обидчивость наша лежит на поверхности, каждое пятнышко на отражающем нас зеркале ранит нас, праведный «Ноам Элимелех» (раби Элимелех ми-Лиженск) составил для нас специальную молитву. Она необходима нам, чтобы мы продолжали хотеть.

«Адраба тен белибейну шенир’э коль эхад маалат хаверейну вело хесронам» — «Помести в сердце наше (желание), чтобы мы всегда видели достоинства ближних, а не их недостатки». Чтобы мы были зеркалом, отражающим каждого только положительно, показывающим каждому, насколько он велик и важен. Чтобы мы не устыдились, не опозорились и не обиделись. Чтобы мы всегда хотели бороться за наш народ, увеличивать его. И чтобы мы старались сохранить цельность еврейской семьи.