Недельная глава Шофтим — Хинух: две составляющие воспитания

Дата: | Автор: Р. Ямима Мизрахи | версия для печати версия для печати
1044
Шофтим - хинух - воспитание

Наступил месяц Элуль, заканчивающий год. Но он же – начало нового учебного года. В нашей недельной главе Шофтим Тора впервые употребляет корень חנך, у которого два значения – воспитать (хинух — воспитание) и заселить (ханукат а-баитобновить дом). Оба эти значения сходны в том, что корень חנך – это некоторое начало.

Мы должны выяснить, что же это такое – воспитать ребенка. Наука о воспитании детей, еврейском воспитании – в еврейских школах и ешивах – представляется нам требующей объяснения.

Ребе из Пясечна, да отомстит Всевышний за его кровь, убитый нацистами во время Катастрофы, написал книгу «Ховат а-тальмидим» (обязанности учеников), которую я всегда называю «обязанности учителя» или «обязанности воспитателя» (и я настоятельно советую прочесть эту книгу всем, кто хочет научиться воспитывать). Он открывает эту книгу отрывком из нашей недельной главы: «Кто построил новый дом и не обновил его, пусть пойдет и возвратится в свой дом; чтобы не умер он на войне и другой не обновил бы его» (Дварим 20:5). Он приводит Раши, который объясняет хинух как «начало». Неужели Раши сводит все воспитание только к началу? Воспитать – это только начало?

Учителя и учительницы, директор школы и глава ешивы! У вас есть две главные, центральные обязанности по отношению к воспитанникам: когда вы видите перед собой нового ученика, вы обязаны обеспечить ему «начало» и «сопровождение» (ливуй).

Что это значит? Хинух означает посмотреть на ребенка, пришедшего учиться, словно он начинает сейчас. Не смотреть на его прошлогодние успехи, начать все с чистого листа. Ребе из Пясечны пишет: «Меламед, отец и мать должны знать, что в народе Израиля нет плохих детей. Вы садовники в саду Всевышнего, чтобы обрабатывать его и стеречь его. И даже если вы видите, что внешне этот ребенок отличается плохими качествами характера, знайте, что такова природа зерен души – всходы ангельские» (то есть то, что из них вырастет, будет другим, высоким).

Ребе из Пясечна заставляет нас смотреть на детей по-новому, не наслаивая на них прошлое, но видя их будущее, видя в них начало. Словно мы в первый раз видим этого ребенка. Ребе из Пясечны продолжает далее: «Мы смотрим на это поколение – как получились из них кофрим (отрицающие), в которых нет ни веры, ни страха перед Небесами, ни Торы. Они ненавидят своего Создателя и служащих Ему! Это потому, что никто не ожидал от них величия в будущем». Никто не думал, посылая свою дочь в школу или своего сына в ешиву, что в новом учебном году она станет отличницей, он станет талмид хахам (мудрецом Торы). Это ожидание, которое мы «вкладываем в детей», подобно освящению дома (ханукат а-баит – от того же корня, хинух). Они словно родились заново, и все дороги открыты перед ними. Это первое значение слова хинух – начало.

Сопровождение – вторая часть. Каждый день своего ребенка нужно уметь сопроводить добрым словом, нужно принимать их по возвращении из школы словами поддержки и утешения, хорошей вкусной едой. В конце нашей недельной главы находятся несколько стихов, которые очень трудно читать: «Если будет найден убитый на земле, которую Господь, Б-г твой, дает тебе для владения ею, павший в поле, не известно, кто убил его» (Дварим 21:1). Требуется узнать, кто возьмет на себя ответственность за это тело, валяющееся посреди поля между двумя городами. Измеряют расстояние до этих двух городов, вычисляют ближайший, и старейшины этого города должны сказать: «Наши руки не пролили этой крови, и наши глаза не видели. Даруй искупление народу Твоему, Израилю, которого Ты избавил, Господи, и не дай (быть) невинной крови в среде народа Твоего, Израиля!» (Дварим 21:7,8). Вы старейшины городов – кто-то может подозревать вас в убийстве? Или в отношении ребенка: «Мы не виноваты в том, что он посреди поля» — кто-то обвинил вас? Вы, главы ешив, вы, важные учительницы, вы, уважаемые директрисы – кто-то может подозревать вас? Раши объясняет, что они говорят: мы не видели его, не мы отпустили его без еды, без провожатого.

Кто сопровождал этого юношу, когда он «вышел» за пределы ешивного мира? Кто был рядом с этой девушкой, когда она немного «скатилась»? Не оставили ли вы их халалим (убитыми, по другому смыслу халулим – пустыми)? Не посчитали ли вы, что главное – наше уважаемое заведение?! И пусть они сами ищут свой путь… Можете ли вы сказать с чистой совестью: «Наши руки не проливали этой крови». Допустим, эта девушка не подходит для вашего учебного заведения, а этот юноша – для вашей знаменитой ешивы – сопроводили ли вы его в другое место? Нашли ли ему или ей другое место? Подходящее? Знаете ли вы, сколько «опустошенных» юношей и девушек «лежат в поле», словно неопознанные тела, и никто не хочет взять ответственность за них?!

Для всех тех мам, которые еще не знают, куда определится в этом году их ребенок, никому не нужный, словно тело в поле: сейчас время, когда «царь находится в поле». Всевышний находится здесь, близко, ведь сейчас месяц Элуль. В Афтаре нашей недельной главы написано (Йешаяу 51:18): «Эйн менаэль ла ми-коль баним йалада», «Не было у нее руководителя среди всех сыновей, рожденных ей, и не было поддерживающего руку ее среди всех сыновей, (которых) она вырастила». Кто поможет маме, когда никто не готов стать руководителем (на современном иврите — директором) ее дочери (сыну)? Всевышний говорит: «Я Сам. Если они никому не нужны, если они одни, Я Сам покажу им новое начало. Я Сам займусь ими». От мамы требуется одно: молиться за детей. Сейчас, в Элуле, когда мелех ба-саде, Царь находится в поле, здесь, рядом.

Да будет угодно Всевышнему, чтобы наши дети удостоились начать все сначала в этом учебном году, и чтобы учителя и преподаватели удостоились сопровождать своих учеников так, чтобы они достигали высот, достигали вершин своих способностей!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here