Недельная глава Ахарей Мот-Кдошим — Земля Израиля не терпит скверны

Дата: | Автор: Леках Тов | версия для печати версия для печати
1366
земля Израиля

Народ и Земля Израиля не терпят скверны

«Чтобы не исторгла вас земля, когда оскверните вы ее, как исторгла народ, бывший перед вами» (Ваикра, 18:28).
«Подобно тому, как царский сын, которого накормили чем-то отвратительным, исторгнул это. Так и земля Израиля не терпит грешников» (Раши).

Желудок человека не может воспринимать испорченную пищу – даже если она испортилась совсем немного. Это бесспорно говорит о тонкости человеческой природы.

Душа евреев – чиста и чувствительна к святости. Поэтому она чувствительна к любым отклонениям от святости, к любой духовной порче.

Подобно этому и земля Израиля – чувствительна к скверне, и не дает места грешникам. Удел Всевышнего на Святой Земле отличен от других земель, ведь вся сущность земли Израиля – в святости. Она отторгает всякую скверну, попавшую на нее.

В этой главе Тора говорит нам, к каким грехам особенно чувствительна земля Израиля. Это поклонение идолам, прелюбодеяние и кровопролитие, которые названы в Торе скверной, невыносимой для Святой Земли. В этом отношении нет разницы, являются ли грешниками евреи или другие народы. Им нет места на этой земле, в силу святости, которая ей присуща.

Тайну святости земли Израиля объясняет Рамбан:

«Весьма строго говорит Писание о прелюбодеянии, чтобы не осквернилась им земля [Израиля] и не исторгла тех, кто совершает его. Однако запрет прелюбодеяния человек обязан соблюдать, где бы он ни находился, а не только в земле Израиля. Тайна же в сказанном: “Когда давал Всевышний удел народам и разделял сынов человеческих, установил Он границы народов… ибо удел Г-спода – народ Его…”».

Всевышний, благословен Он, создал все, и дал всякому народу и стране звезду и созвездие, известную астрологам. А над ними – высшие ангелы, правящие ими. Всевышний – Б-г над всеми силами мира. Земля Израиля, сердце мира, – удел Г-спода, над ней не поставил Он властителя из ангелов, ибо ее предназначил для Своего народа, служащего Ему, потомству любящих Его…

Страна, которая является уделом Б-га, исторгнет всякого, оскверняющего ее, и не вынесет идолопоклонников и прелюбодеев.

Тора говорит, что жители страны Ханаанской (Святой Земли) были наказаны за разврат. Наши мудрецы учат, что Всевышний предостерег от разврата еще Адама и Ноаха, а не только ханаанеев. В то же время, жители Египта тоже совершали все эти мерзости (как говорит Тора, «подобное делаемому в Египте не делайте») и при этом они не были извергнуты своей страной, как и множество других народов. Таким образом, мы видим, что земля Израиля – уникальна в своей святости, и нам необходимо постоянно помнить об этом».

По книге рава Яакова Байфуса «Леках Тов». Подготовил рав Михаэль Гафт

Заповедь заселения Земли Израиля

Подобает всякому еврею любить Земли Израиля и стремиться к ней с великим желанием, как сын стремится к лону матери своей. Ибо и начало грехов наших, которое осталось плачем во всех поколениях, было отвержением ее, как сказано (Теилим, 106): «И отвергли страну желанную…»

И об освобождении нашем, да наступит оно в скорости, сказано «Ибо возжелали рабы Твои камни ее и праху ее благоволят». И сказано (Теилим, 102): «Ты поднимешься и смилостивишься над Сионом…» Потому и мудрецы наши целовали камни и прах Земли Израиля, достигая ее. И сколь хорошо петь песнь великой любви к ней, сложенную раби Йеудой Алеви: «Земля Святая, дорогая и желанная…» Так поем мы на могиле раби Йеуды бар Элая во всякий канун новомесячья в великой радости, и умоляем Б-га не изгонять нас отсюда.

Так же и всем евреям в ближних и дальних странах подобает желать Землю Израиля и тосковать по ней, ибо как избрал Всевышний их, так избрал он и Святую Землю, предназначив ее для них.

И лишь вместе с ней называемся мы народом «единственным», как сказал раби Шимон бар Йохай о стихе (Диврей Ямим, 17): «Кто как народ Твой Израиль – единственный народ на земле!»

Говорит Мидраш, что Всевышний, благословен Он, велел Аврааму – праотцу нашему – в первый раз, чтобы он взошел в Землю Израиля, увидел ее и вернулся. И затем в течение пяти лет не позволял ему посетить ее снова. И все эти пять лет тосковал Авраам по земле Израиля и сказал: «Кто бы дал мне оперение, как голубю, – полетел бы я и поселился [в ней]! Вот улечу вдаль, заночую в пустыне…» – лучше ночевать в пустынях Земли Израиля, чем во дворцах за ее пределами. И когда Всевышний позволил ему, «и пошел Авраам, как говорил ему Г-сподь» (Берейшит, 12:4). Прежде чем он посетил эту землю, не желал поселиться в ней, но, оказавшись там в первый раз и увидев в пророческом видении великолепие святости Земли, возжелал ее весьма. Так и мы, потомки Авраама, жаждем взойти в Землю, и даже если жизнь в ней тяжела, мы с радостью готовы принять испытания.

По этой же причине история об Амалеке предшествует в Торе приходу в Землю Израиля (в главе Ки Таво).

Как сказали мудрецы наши, благословенной памяти, три дара дал Всевышний, благословен Он, Израилю и все три – лишь в заслугу страданий. Вот они: Тора, Земля Израиля и будущий мир.

И подобно тому, как в первый раз Амалек встретил нас на пути в Землю Израиля, так и при собрании изгнанников, как видят глаза наши, Амалек стоит на пути желающих взойти в нее – да увидит Г-сподь и рассудит!

Стих «И будет, когда придете вы в Землю…» начинает Тора словом – веhайа (и будет), образующим одно из двенадцати сочетаний букв святого Имени Творца, намекая на то, что живущий в Земле Израиля близок к Б-гу. Тот же еврей, что живет за ее пределами – как будто нет Б-га у него, говорят наши мудрецы. Также сказано мудрецами, что везде слова «и будет» указывают на радость.

Написал Рамбан о заповеди заселения Земли Израиля (среди 613 заповедей), что во всякий час, когда человек пребывает в Земле, он исполняет эту заповедь.

И, как известно, основная награда – за радость при исполнении заповеди. Так что живущему в Земле Израиля следует постоянно радоваться исполняемой заповеди, а еще – быть в боязни и трепете, как сказал раби Шимон бар Йохай, что всякая заповедь без страха и любви – не заповедь. Также сказано мудрецами (Авот де раби Натан): «Испытывай радость и трепет, выполняя заповеди».

Итак, слова «и будет, когда придете вы в Землю…» – намек на радость, а упоминание об Амалеке – намек на страх, вызываемый занесенной в воздухе плетью. Страдания же, связанные с жизнью в Земле Израиля – как от соседних народов, так и от болезней, приходят ради искупления, как сказано (Ишаяу, 33:24): «И не скажет обитающий [в Иерусалиме]: “Болен я” [из-за множества грехов] – народ, живущий в нем, – прощен его грех».

Намек на это содержится и в самом стихе «И будет, когда придете вы в землю, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе в удел…» Последние буквы слов «נותן לך נחלה» (дает тебе в удел) образуют слово «נכה» – вычитать.

Страдания в Земле Израиля уменьшают число грехов живущих в ней, «вычитают» из них – народ, живущий в Земле, – прощен грех его.

И сказано (Дварим, 32:43) «…и искупит землю свою Его народ». И это все – лишь в отношении нетяжелых грехов, в которых человек раскаивается. Страдания очищают от них вовсе – так, что, умирая, человек сразу же попадает в Ган Эден.

О тех, кто, входя в Землю Израиля, не замечает, что находится в царских покоях, кто бунтует и грешит против Царя, проводит время в застольях и возлияниях, о таких сказано: «И пришли вы, и осквернили страну Мою, и удел Мой превратили в мерзость» (Ирмияу, 2:7).

И сказано (Ишаяу, 1:12): «Если придете видеть Лик Мой – кто просил вас об этом, попирать дворы Мои?»

И пусть не думают, что после смерти останутся они в Земле Израиля, ибо после смерти прогонят их прочь, как собак. Так говорит Мидраш (Пиркей дераби Элиэзер, 34): «Все злодеи в Земле Израиля – души их выбросят за пределы ее, как сказано (Шмуэль I, 25:29): “…а душу врага твоего выбросит пращей”».

И в будущем Всевышний, благословен Он, возьмется за края Земли и отряхнет ее от всякой скверны, выбросив ее за пределы Земли, как сказано (Иов 38:13): «…держать за края земли, стряхнув злодеев с нее».

И написал Рамбан (в комментарии на главу Ахарей Мот), что Тора в особенности предостерегает от прелюбодеяния, говоря: «…и осквернится Земля, и взыщу Я за грех ее».

И хотя запрет разврата касается каждого, где бы он не жил, все же заповеди даны, прежде всего, живущим в Земле Г-спода. И так говорит Сифра (мидраш): «И не исторгнет Земля вас…» – Земля Израиля не похожа на другие страны. Она не дает места грешникам. Так кутим (самаритяне) не были наказаны за свои грехи в своей стране. Но когда, попав в Землю Израиля, стали поступать, как прежде, Всевышний послал на них львов.

Поэтому каждому следует стремиться, попав в Землю Израиля, приобрести страх перед Небом во много раз более того, что был у него за пределами Земли. Пусть знает он, что находится в Царском дворце.

Из книги «Сефер а-Харедим». Подготовил рав Михаэль Гафт.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here