Спор и критика — спорит ли идеальная пара?

Дата: | Автор: Р. Эстер Оффенгенден | версия для печати версия для печати
630
спор

Cпоры

Так что же делать? Во-первых, надо разделить “плохое“ и “хорошее“.

Многие люди думают, что, в идеале, муж и жена, как один человек, как  настоящая пара, всегда должны думать и чувствовать одинаково. Ведь человек сам с собой не спорит!!!

Но человек сам с собой спорит, да еще как! Иначе – что такое душевные метания, совесть?

Более того, одна из главных причин, по которой мы созданы парой – это именно то, чтобы один мог удержать второго от ошибки.

Как в мидраше: когда Ноах пропускал пассажиров на ковчег, Ложь он не пустил.

— Почему?! – возмутилась Ложь.

— Я пропускаю только пары, — ответил Ноах.

 — Но как мир сможет жить безо лжи? – возмутилась Ложь.

 — Я пропускаю только пары, — повторил Ноах.

Идет грусная Ложь по берегу, готовится к смерти. Вдруг повстречала Предательство.

— О, Предательство, женись на мне скорее, а то утонем!!!

Поставили хупу и бегом к Ноаху. И Ноах – делать нечего – их пустил.

Спрашивают мудрецы: а что Ноах выиграл? Объяснение – что в паре даже Ложь не так беспредельна. В какой-то момент Предательство скажет: это – слишком!!! Даже Предательство не так беспредельно – чего-то не выдержит и Ложь!

Кстати, Коцкер ребе говорил, что потом в этой семейке родился ребенок — назвали Политикой.

Муж и жена обладают замечательной ценной возможностью видеть вещи с разных сторон. Иногда это приводит к общему решению – компромиссу. Иногда оказывается, что лучше подойти к делу сразу с двух сторон – как и к большинству проблем. Даже коврик тяжело вытряхивать, дружно держась за один край.

Хава Куперман рассказывала, что ее родители, рав Зильбер и рабанит, благословенной памяти, иногда спорили при детях — и оставались каждый при своем мнении. Это многому научило их детей.

Критика

К сожалению, случается, что спор – продуктивное обсуждение ситуации, переходит в разрушительную ссору. Чаще всего «мостиком» служит критика.

Вместо ситуации мы начинаем обсуждать друг друга.

Что плохого, если я хочу, заботясь о человеке, сообщить ему о его недостатках четко и эмоционально (иначе не обратят должного внимания!!!). Помочь ему исправиться, то есть, стать таким, каким я хочу его видеть?

Мини-тест.

Вспомните, когда вас критиковали:
— незнакомый человек (например, в общественном транспорте, прохожий и т.п.)
— на работе
— близкие.

— Что вы при этом чувствовали?

—  Хотелось ли бы вам снова оказаться в той же ситуации?

—  Хотелось ли бы вам быть причиной таких чувств у другого человека?

Что же получается? Хотим помочь, а получается, что делаем больно? Почему?

Во-первых, критиковать надо уметь.

Уже тана раби Элиэзер бен Азария писал, что сомневается, есть ли в его время (!!!) умеющие критиковать.

Раши объясняет, как правильно критиковать:
  1. с уважением
  2. так, чтобы у человека не изменилось лицо (т.е. совершенно не задев, не обидев).

Проверка на правильную критику – она легко входит в душу, оставляя желание слушать еще.

Гаон платил Магиду за критику.

Критика давящая и обижающая, оскорбительная и унизительная – очень опасна, в первую очередь, для самого критика. Рав Деслер  пишет – такого человека Б-г судит как презирающего ближних и обижающего их просто ради своего удовольствия. Наказание за это очень велико.

Во-вторых, действительно часто в критике, как и в ссорах, нами движет не забота о пользе другого человека, а личные проблемы, чаще всего:

  • соревнование
  • гордыня
  • гнев
  • уверенность, что все обязано сложиться так, как я ожидаю.

продолжение следует

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность автору рабанит Эстер Оффенгенден и издательству «Мишпаха ке-алаха» (www.mishpacha.ru) за право печатать главы из книги «Жизнь после свадьбы».
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here