Тора матери — глава Вайера — Уважение к другому

Дата: | Автор: Г-жа Михаль Флакс | версия для печати версия для печати
1790
уважение

Глава Вайера

Наша глава начинается с того, что к Аврааму, который, согласно мидрашу, совсем недавно сделал брит-мила и сидел при входе в шатер в ожидании гостей, приходят 3 ангела в образе путников. И сказано: «И поднял он глаза свои, и увидел: вот три человека стоят возле него, и, увидев, он побежал навстречу им».

Дважды псуким повторяют нам «и увидел», а, как известно, в Торе нет ничего лишнего, ни  одного лишнего слова. Отчего же не было сказано «и увидел, и побежал им навстречу», почему Авраам бежит навстречу гостям (ангелам) только после того, как «увидел» во второй раз?

Что же особенное «увидел» Авраам во второй раз?

В Берейшит Раба мы находим интересное объяснение: «Сказал он (Авраам): — Если увижу, что Шхина ожидает их, буду я знать, что они достойны; а если увижу, что они оказывают почести друг другу, буду я знать, что они благородны. Когда же увидел, что оказывают они друг другу почести, понял, что они [существа] благородные».

Первый «взгляд» позволяет Аврааму увидеть, что к нему пришли особые гости и Шхина над ними; присмотревшись, посмотрев второй раз, он видит, что они благородны, потому что уважают друг друга, и именно это качество – уважение друг к другу — заставляет его бежать им навстречу. Рав Шмулевич поясняет, что «из этого мидраша мы видим, что может быть умный, достойный человек, но все же есть сомнения, благороден ли он. И видно благородство именно в том, как он умеет с уважением относиться к другому».

Не случайно в трактате «Авот» говорится: «Бен Зома говорит: кто уважаем — (тот кто) уважает все живое», не сказано «мудрец», «гений» или «праведник», а именно «уважающий все живое». Уважение к другому человеку, живому существу, ко всему живому — основа этого мира.

Не случайно и одно из определений Всевышнего «מלך הכבוד» (по-русски это часто переводят как «Царь Славы», однако на иврите употребляется именно слово «кавод», уважение). Всевышний с «уважением» относится  к созданному им миру в целом и к человеку в частности.

Неумение уважать другого человека не только говорит об отсутствии цельности в человеке и (как следствие) невозможности служить Всевышнему полностью и правильно, но и наказание за это огромно.

Ученики р. Акивы (24 тысячи человек) были  невероятно знающими и умными, но умерли, как говорится в трактате «Йевамот», «за то, что не относились друг к другу с уважением». Второй Храм, как известно, был разрушен из-за беспричинной ненависти, а беспричинная ненависть – это и отсутствие уважения друг к другу. (Мудрецы в трактате «Гитин» поясняют нам, что «как же велика сила стыда, если Всевышний помог Бар Камце и разрушил свой дом и сжег свой шатер». Таким образом, оказывается, что для Всевышнего достаточно стыда даже одного человека, чтобы разрушить Храм!)

Рамбан в комментарии на главу «Лех Леха» говорит: «Все, что происходило с праотцами — знак для сыновей (потомков)». Из поступков и событий, происходящих с Авраамом, Ицхаком и Яаковом мы можем понять, как  мы должны поступать, что хорошо в глазах Всевышнего, а что нет.

И наша недельная глава начинается именно с такого «знака» – Авраам смотрит не только на «статус» своих гостей, но и на то, как они относятся друг к другу, и благородство человека определяется не количеством выученного, не степенью и не положением, а умением с уважением отнестись к другому.

Таким образом, именно уважение друг к другу — это основа всего.

Недостаточно быть знающим, умным; без умения с уважением отнестись к другому человеку, принять его, увидеть (даже если он не похож на нас или нас разделяют взгляды), что и он, другой, создан по образу и подобию Всевышнего!

История от мамы: Понять чувства соседа

Был поздний вечер, улицы уже опустели и последний автобус давно прошел. Неожиданно раздались громкие голоса, крики из окна одного из домов. Было слышно, что спорят муж с женой, вскоре их спор явно перешел в ссору.

Рав Шах (один из глав нашего поколения), который жил в соседней квартире, сидел над Гмарой и, несмотря на поздний час, учился. Ссора соседей была прекрасна слышна и в квартире р. Шаха, несмотря на толстую стену, разделявшую их.

Рав Шах закрыл толстый том Гмары и подумал: «Через какое-то время соседи перестанут ссориться, успокоятся, и тогда поймут, что их громкие голоса и крики, разумеется, я прекрасно слышал. Ой, ой, как же им станет неприятно, стыдно! Нельзя, чтобы они так ужасно себя чувствовали!»

Рав Шах собрал некоторые вещи, погасил свет и вышел на улицу. В эту ночь он попросился ночевать к одному из учеников, а домой вернулся уже днем и как раз в то время, когда муж с женой тоже возвращались домой с работы. Рав тепло поздоровался с ним, так, будто не видел их долгое время. Соседи почти незаметно переглянулись и явно с облегчением вздохнули…

Зайдя домой, муж сказал:
— Судя по всему, рав сегодня не ночевал дома, какое счастье, значит, он не слышал нашей ссоры и криков!