Тора матери — глава Вайешев — почему Йосеф любимый сын?

Дата: | Автор: Г-жа Михаль Флакс | версия для печати версия для печати
1680
любимый сын

глава Вайешев

Наша глава невероятно драматична. Пожалуй, любой современный  режиссер позавидует накалу и драматизму сюжета — любимый сын от любимой жены, которого отец выделяет из всех. Более того, отец не скрывает своего «особого» отношения, одаривает больше других, А Исраэль любил Йосефа больше всех сыновей своих, потому что он сын его старости; и сделал ему одежду разноцветную»), этому сыну снятся сны, в которых и братья, и отец с матерью кланяются ему. Все это подтверждает ощущение братьев, что именно в нем отец видит свое продолжение. (Обратите внимание, говоря о родословной Яакова, Тора говорит  в первую очередь о Йосефе: «Йосеф, семнадцати лет…«).

Разве у их деда – Ицхака было не двое сыновей, но только один оказался духовным наследником, и у их прадеда Авраама также было двое сыновей, но только один духовный наследник.

Гнев братьев нарастает и в конце концов они кидают Йосефа в яму, а потом и продают в рабство.

Чем занимается Йосеф? Он пасет овец, рассказывает отцу о поведении братьев и не скрывает этого. (Обратите внимание, именно пастух!). Что же такого «неприглядного» делают братья? Раши, комментируя 12 стих «И пошли братья его пасти овец отца своего в Шхеме» говорит: «Означает, что они пошли «пасти» самих себя». Не первый раз в Торе Всевышний проверяет качества человека, делая его пастухом. Такое же испытание проходит и Моше, и Давид. Мы знаем множество рассказов о том, как внимателен и милосерден был Давид к овцам, как следил за каждой, пусть даже и маленькой, овечкой. Братья же такое испытание не прошли, они «пасут самих себя», они заняты собой. Более того, Эц Йосеф в комментарии на мидраш, котороый приводит Раши, пишет, что братья шли есть и пить, а не пасти овец.

Раби Шломо из Радомска в своем комментарии «Тиферет Шломо» объясняет, что ошибка братьев была в другом. Слова «пасли самих себя» означают, что они «пасли себя» сами по  себе и не видели необходимость и потребность в раве, в духовном руководителе, потому что все они служат Всевышнему от всего сердца и все святы. Намек на это мы видим и в сне, который снится Йосефу. Давайте посмотрим, как сказано в 37 главе, 7 стихе: «И вот мы вяжем снопы среди поля, и вот поднимается мой сноп и так и стоит, и вот окружают его ваши снопы, и кланяются они моему снопу.« (Обратите внимание на игру слов: «вяжем» («מאלמים») похоже на слово «полный» («מלא»)) . Несмотря на то, что  все они «полны» святости и служат Всевышнему,  им необходим духовный наставник, глава. В каждом поколении есть мудрецы, которые наставляют, и их знания и мудрость дают нам возможность яснее видеть дорогу служения Всевышнему именно в наше время, в нашем поколении.

Братья совершают ту же ошибку, которую потом совершит Корах – вся община свята, скажет он, все равны. Но не этого хочет Всевышний — при том, что все святы и равны, им необходим Моше. Йосеф, так же как и Моше, проходит испытание на «руководителя» – он пасет скот внимательно, милосердно; он также «пасет» и братьев – он следит за их внутренними качествами и его «доносительство» отцу вызвано волнением за них, это милосердие. Не случайно, говоря о Йосефе, мы говорим «Йосеф-праведник», именно праведник, а не праотец и не мудрец. Так же, как и многие праведники, он проходит множество испытаний на веру. (Вспомним его поведение в тюрьме у Потифара, когда он терпеливо ждет, пока исполнятся его сны и, согласно Рамбану, именно поэтому не посылает отцу никакой весточке о себе. И  именно поэтому Берейшит Раба говорит: «Счастлив человек, полагающийся на Всевышнего – это Йосеф»).

В нашей главе мы находим несколько определений Йосефа: «отрок» и «сын старости». С одной стороны, он «отрок», ему еще нужно пройти множество испытаний, чтобы стать «праведником» и главой, с другой стороны, он «сын старости», то есть, в нем есть мудрость стариков (вспомним Ноаха, согласно одному из мидрашей, его называли «стариком», «устаревшим», за преданность как бы устаревшим идеалам). Именно эти качества – мудрость, милосердие к животным, волнение за внутренние качества братьев — и видит Яаков. Яаков видит, что в Йосефе заложены все качества, которые так необходимы духовному главе поколения, праведнику, и поэтому выделяет его из всех. Он любит его не только как сына от любимой жены, не только как отец, но и как глава поколения. Не случайно, говоря о любви Яакова к Йосефу, Тора называет  Яакова — «Исраэль». Обычно в Торе это имя используется, когда необходимо подчеркнуть, что Яаков сейчас действует не как частное лицо, а как глава поколения: «А Исраэль любил Йосефа больше всех своих сыновей, ибо сын (на) старости (лет) он ему; и он сделал ему платье тонкорунное».