Качели на канатах веры

Дата: | Автор: Р. Эстер Толедано | версия для печати версия для печати
1469
качели

Сегодня я хочу поговорить про… качели. Да, про качели и – нет, мы не вернемся в детство.

Когда я представляю себя на качелях, то, конечно, это далеко от реальности (если только на детских площадках не построят качели, рассчитанные на вес 60-120 кг). Поэтому, если я на самом деле хочу покататься, то происходит это чаще всего в выходные, в снятом циммере, где на травке стоят широкие «качели для взрослых». Тут я уверена, что качели выдержат еще пару таких, как я.

Но сегодня я не об этом. Качели некоторым образом внушают мне уверенность. Сейчас объясню, почему. В юности в Европе мы ходили в парк развлечений и катались на «американских горках», я не пугалась, даже чувствовала удовольствие от этого – мы визжали, отпускали руки. Однако я осознавала, что крепко привязана ремнями безопасности, и что, если не будет непредвиденных обстоятельств, конструкция выдержит такую нагрузку – нет шанса упасть, даже перевернувшись вверх ногами.

Но я и теперь представляю себя на качелях, только другого рода. Когда некоторые события, некоторые испытания выбивают почву из-под ног, и я ощущаю, что меня начинает качать, словно на качелях. Чтобы не чувствовать себя неуверенно, я представляю, что к этим «качелям» сверху привязаны нити. И эти нити идут прямиком ко Всевышнему. И поэтому неважно, что происходит внизу, у меня есть уверенность, что Сверху меня держат крепко-крепко.

Невозможно упасть, когда тебя держит Сам Всевышний.

В главе Ноах мидраш рассказывает о том, как нашего праотца Авраама бросили в огненную печь. Он не хотел поклоняться ни огню, ни воде, никакому виду идолопоклонства. На вопрос царя Нимрода, кому же он поклоняется, Авраам ответил: Всевышнему. И его бросили в печь. С Авраамом был также его брат Аран, которого Нимрод спросил тот же вопрос. Аран хотел, перед тем как ответить, посмотреть, что станется с Авраамом. Если он сгорит – тогда Аран за идолов, а если выживет – тогда за Всесильного. Такая вера с условием. Когда он увидел, что Авраам прогуливается в печи, словно по альпийским лугам, любуясь природой, он решил, что тоже так сможет. Наши мудрецы говорят: когда Аран сказал, что тоже готов к испытанию, его бросили в печь, но он сгорел, еще не долетев до нее. Еврей в этом мире должен быть присоединен ко Всевышнему без всяких условий. Вера «при условии» не может спасти чудом из испытания.

Испытаниями в нашей жизни Всевышний как бы «стучит» по человеку. Честно говоря, я сравниваю это с одним явлением, которое не могу понять, несмотря на все мои дипломы о высшем образовании. Когда хотят узнать, достаточно ли хороший, сладкий и спелый арбуз, по нему стучат и слушают звук. Это отдаленно напоминает то, как Всевышний стучит по нам испытаниями, проверяя, насколько мы хороши.

Я хочу рассказать одну историю, которую я когда-то прочитала. Она о том, что произошло в Бейт Хабад в Мумбаи в 2008 году. Мама одного из машгихей кашрут (инспектора по кашруту), убитого в том теракте, отвечала на вопрос, как она остается верной Всевышнему, несмотря на это событие.

Она рассказала: «Я хочу сказать, что мой сын вообще не должен был быть тогда в Бейт Хабаде. Он со своим другом был в гостинице, и в их планах изначально не было посещения Бейт Хабада. Они очень устали и собирались пойти спать, а учиться запланировали в самолете. Но потом друг сказал: «Нет, послушай, жалко упускать такую возможность: здесь есть Бейт Хабад, давай пойдем туда, поучимся, а потом отоспимся в самолете». Они договорились заново с водителем такси, что он заберет их не из гостиницы, а из Бейт Хабада. Когда он приехал к назначенному времени, они уже были мертвы. Я не понимаю», — говорит мама машгиаха, — «есть ли что-либо более ясно указанное с Небес, чем эти события?!»

Ее слова – это тот самый звонкий звук от арбуза, показывающий его спелость. Этот тот самый отзвук веры, который Всевышний хочет услышать от нас при любом испытании.

Царь Давид в Теилим говорит (92: 2,3): «Хорошо славить Г-спода и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать утром милость Твою, и веру Твою – ночью». Утром, когда все ясно видно, мы благодарим Всевышнего за Его милость. А ночью, когда в темноте таятся опасности, становится не по себе. Мы не видим и не понимаем, что же происходит – тогда нам нужна наша вера, что даже в испытаниях Он желает нам хорошего, Он с нами.

Если мы крепко держимся за нити веры, то никакие колебания не выбьют «качели» у нас из-под ног. Только тогда по этим нитям мы получим спасение, получим душевные силы справиться с этими испытаниями.

Мы уже говорили о Ноахе. Всевышний говорит Ноаху: зайди в ковчег (тейва). Бааль Шем Тов комментирует это место так: тейва – это еще и слово, слово молитвы. Когда тяжело, когда ты во тьме, представь себе, что ты связана со Всевышним крепкими нитями, канатами, ты не упадешь. Но воспользуйся словами молитвы и просьбы, чтобы получить от Него душевные силы, чтобы справиться с темнотой, чтобы справиться с испытаниями.

Да будет угодно Всевышнему дать нам силы справиться со всеми испытаниями!
перевод и обработка г-жи Зисси Скаржинской