Наказание сыновей Эли

Дата: | Автор: Р. Хава Куперман | версия для печати версия для печати
1639
наказание сыновей Эли

Мы подошли к самой трудной и неприятной теме, пронизывающей всю книгу Шмуэля. Имеется в виду неправильное поведение и наказание сыновей Эли, которому их подверг Всевышний. (Каждый раз, встречая в ТАНАХе описание несчастья, обрушившегося на кого-то из коѓенов, или на группу коѓенов, мы должны понимать, что это возмездие за неправильное поведение сыновей Эли. Убийство восьмидесяти пяти священников, людей праведных, «подпоясанных», — тоже результат виновности сыновей Эли).

Как это назревает? До Эли доходит ропот народа, возмущенного бесцеремонным отношением священников к Храму и приносимым жертвам. Эли делает сыновьям выговор. По мнению многих комментаторов, слишком мягкий. Эли говорит: «Если человек согрешит против человека, его за проступок будет судить судья или Всевышний. Конфликт двоих обычно судит кто-то третий, он и выносит приговор. Наверное, судью можно смягчить слезами, убедить уговорами и раскаяньем. Но зачем вы делаете такую глупость и идете против Всевышнего? В таком конфликте нет никакого третьего, только вы и Всевышний! Всевышний вас накажет, и это будет страшно.

Кому-то, возможно, кажется, что сыновья Эли грешили против людей, и ничего плохого Всевышнему не делали. Но в предыдущей статье мы подробно разобрали, почему это не так. Все проступки против людей совершались в Храме, даже если не считать того, что нарушался порядок жертвоприношений. Следовательно, допускался явный Хилуль аШем — осквернение Имени Всевышнего, а это один из самых тяжких грехов.

Сказано, что сыновья не услышали голоса отца, так как Всевышний желал их смерти.

На этом месте нам следует остановиться и разобрать его более подробно, поскольку, кажется, мы столкнулись с явным противоречием в ТАНАХе. Ведь всем известно, что Всевышний не желает смерти грешника. Напротив, Он желает, чтобы грешник исправился. В книге пророка Йехезкеля (18:23) устами пророка Б-г говорит: «Разве Я хочу смерти нечестивого, — слово Б-га! — а не того, чтобы обратился он от путей своих и был жив?» И там же, ниже (18:32): «Ибо Я не хочу смерти умирающего, — слово Г-спода Б-га! — и обратитесь, и живите!»

Как же это понимать?!

На этот счет есть много разъяснений, в какой-то мере повторяющих и дополняющих друг друга. Приведем два, совершенно не схожих.

Мудрецы говорят, что желание Всевышнего до того, как вынесен приговор Небесного Суда и после приговора — не одно и то же желание. До решения Суда Всевышний желает исправления грешника. Но после того, как вынесено решение, Он стоит на стороне Суда и желает кары.

(Имеется в виду, что до приговора Всевышний помогает грешнику исправиться, дает ему силы и возможности, а после вынесения приговора этой помощи уже нет).

Другое объяснение дает Радак — Рабби Давид Кинхи, известнейший комментатор всего ТАНАХа, Ктувим и, особенно, Пророков.

Он говорит: поскольку сыновья Эли своими действиями задели честь Всевышнего, то есть совершили Хилуль аШем, самый страшный грех, они подлежат смертной казни. Почему? Потому что Хилуль аШем можно исправить только путем Кидуш аШем, то есть возвышением Имени Б-га. Чтобы возвысить Имя Б-га, они должны умереть.

Как говорит Радак, Кидуш аШем — это либо полное, глубокое раскаяние, абсолютное исправление, либо смерть.

Если бы сыновья Эли послушались отца и исправились, и изменили свое поведение, их все равно следовало казнить, потому что Всевышнему были открыты помыслы их сердец, и Он знал, что полного раскаяния, подлинной Тшувы не будет. И сделал так, чтобы они вообще не прислушались к словам отца.

По логике, сыновья Эли были великими людьми, и по той же логике, они должны были бы послушаться отца. Но недостаточно глубокое исправление не аннулирует Хилуль аШем. И приговор к смерти все равно оставался бы в силе и должен был быть исполнен. А это создало бы двойной Хилуль аШем: люди бы видели, что священники как будто исправились (ведь то, что у них на дне души, открыто только Б-гу), а тут вдруг кара смертью. За что? Почему такая несправедливость?! И говорили бы, что Б-г все равно убил.

Но смерть не исправившихся сыновей Эли возвышает Имя Всевышнего. Свидетели этой кары сделают правильный вывод: опасно задевать Имя Творца.

Продолжение следует

Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.