Первосвященничество — выбор между потомками Пинхаса и Итамара

Дата: | Автор: Р. Хава Куперман | версия для печати версия для печати
3235
первосвященничество

Разберем подробнее 30 посук 2-й главы. Устами пророка Всевышний говорит Первосвященнику Эли: «…думал Я: дом твой и дом отца твоего ходить будут предо Мною вовек».

Что это значит?

В иудаизме есть такое правило: если Всевышний кому-то что-то дает, то навечно.

Потому что терять то, чем ты наделен, очень больно. Если кто-то родился сыном царя, а потом его лишили возможности наследовать престол — страшная трагедия. Если человек наделен богатством и почетом, а потом теряет и то, и другое, справиться с потерей так трудно, что некоторые, разорившись, предпочитают уйти из жизни.

То же касается и служителей в Храме — Первосвященника и священников (коѓенов).

Теперь зададимся вопросом: кто такой Эли и его сыновья, как они стали священниками?

По преданию, у Аѓарона было четыре сына. Когда возвели Мишкан, старшие из них, Надав и Авиѓу были помазаны на служение, однако, в первый же день, неправильно воскурив кторет, погибли. В их должности вступили два других сына — Эльазар и Итамар. После смерти Аѓарона его дело продолжил Эльазар, он стал Первосвященником, советником и ближайшим помощником Моше, выполняя эту роль одновременно с Йеѓошуа.

Об этом мы узнаем из книги Бемидбар, а также из книги самого Йеѓошуа, в конце которой рассказано, как Эльазар умирает. Его должность переходит к его сыну Пинхасу, еще при жизни Моше выступившему в роли борца с идолопоклонством (Бемидбар). Вспомним историю о том, как он поразил мечом публично прелюбодействующую пару: еврея Зимри и мидьянитянку Козби. За этот поступок Пинхас был особо отмечен Всевышним. В книге Йеѓошуа рассказан другой эпизод. Два колена построили жертвенник. Остальные колена испугались, что это может привести к идолопоклонству. Разбираться в ситуации отправилась делегация из десяти посланников, во главе с Пинхасом. Из этого мы заключаем, что Пинхас — лидер еврейского народа. И хотя по рождению он не должен был стать коѓеном, потому что появился на свет до того, как Аѓарон стал священником, тем не менее, за заслуги перед Всевышним и народом он получил коѓенство.

В книге Шофтим именно Пинхаса мы видим в роли Первосвященника. Но происходит несколько болезненных вещей (мы будем говорить о них позже), которые ему не удается предотвратить, и поэтому он лишается должности.

Первосвященничество передается Эли, потомку Итамара.

Однако окружение Эли (сыновья) не на высоте. И именно об этом Всевышний сообщает Эли в пророчестве Эльканы, — если бы ты и твои сыновья были праведными… Но нет, а потому сейчас отнимается у тебя и возвращается потомкам Пинхаса.

(У нас есть предание, что Первосвященник времен Машиаха будет именно потомком Пинхаса, а не Итамара).

Открываем «Пиркей Авот», глава 4, мишна 1, читаем: «Бен Зома говорил: «Кто мудр? Тот, кто учится у каждого человека… Кто силен? Тот, кто обуздывает свои страсти… Кто богат? Тот, кто доволен своей участью… Кто уважаем? Тот, кто уважает других…»» Четвертый постулат выводится из разбираемого нами 30-го посука, где пророк приводит слова Б-га: «…ибо Я чтящих Меня почитаю, бесславящие Меня, будут посрамлены» (Шмуэль I, 2:30).

Тому, кто почитает Всевышнего активно, Всевышний ответит тем же, тому, кто не уважает Творца, воздастся позором. Не сказано, что их опозорит Всевышний! Но позор будет, и это произойдет само по себе. Добро всегда напрямую связано с Именем Творца, зло прокладывает себе дорогу самостоятельно. Конечно, ничто не происходит без ведома Б-га, но есть правило: Всевышний не ставит Свою подпись на зле.

Продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.