Шауль — «и не было никого в Израиле лучше его»

Дата: | Автор: Р. Хава Куперман | версия для печати версия для печати
1423
шауль

Возвращаемся к книге Шмуэля, к 9-й главе.

Сказано: «И был муж из колена Биньямина по имени Киш, сын Авиэля, сына Церора, сына Бехората, сына одного Биньяминянина, — муж доблестный. А у него был сын, имя его Шауль, молодой и красивый, и не было никого в Израиле лучше его…»

Сразу же уточним: «молодой и красивый» — характеристики из русского перевода, гораздо более точный перевод — «избранный и хороший».

Почему так важно сообщить, что выбор пал на человека из колена Биньямина? Потому что нужно показать, что этот выбор не самый правильный. По идее, на роль царя нужно было взять либо из самого старшего колена (Реувена), либо из колена, имеющего какие-то другие, очень веские основания для претензии на престол.

Действительно, Шауль «самый хороший», но не самый подходящий, — мы об этом уже писали.

И все же, выбор этот совсем не случаен. У нас есть предание, что, когда евреи стояли на берегу моря Суф, и воды его еще не расступились, колено Биньямина собиралось всем своим составом прыгнуть в морские волны. Но, поскольку хотели сделать это вместе и сразу, пришлось какое-то время потратить на организацию мероприятия. В этот момент Нахшон, сын Аминодава, из колена Иеѓуды, увидел заминку в колене Биньямина и прыгнул первым. Колено Биньямина было рассержено настолько, что стало закидывать Йеѓуду камнями (это событие отражено намеком в 28-м стихе 68-го псалма). Однако колено Биньямина все же хотело прыгнуть в воду, и, за одно это желание, один из его потомков удостоился стать царем. (В основном все цари из колена Йеѓуды).

Сделать все вовремя и максимально правильно — вот дилемма. Приготовить Шабат на наивысшем уровне, но опоздать с зажиганием свечей? Или чего-то не доделать, но зажечь свечи вовремя? Всегда приходится чем-то жертвовать ради более важного.

Чтобы лучше понять, кто такой Шауль, сделаем еще одно маленькое отступление.

За всю историю существования еврейского народа на свет родилось пятеро людей, у которых что-то было сотворено по Самому Правильному Образу, по Его образу.

Первым из них был Шимшон. У него была СИЛА.

Вторым был Шауль. По преданию, он обладал совершенной ШЕЕЙ.

Следующим был Авшалом – ВОЛОСЫ.

Аса (праведный царь, правнук Шломо, правил 41 год в Иудее). Его НОГИ были само совершенство (в иудаизме это символ богатства, экономической стабильности).

У Хизкияѓу (последнего царя иудеи) — непревзойденными были ГЛАЗА.

Когда пророк Шмуэль говорит о Шауле «самый хороший», он подразумевает и духовные, и физические его качества. «Самый высокий», это значит, весь народ ему был по плечо.

И то, что Шауль из колена Биньямина, характеризует его как человека цельного, т.к. Биньямин единственный, кто родился в Израиле и самим фактом своего рождения завершил строительство еврейского народа. Он единственный из сыновей Яакова, у кого было 10 детей (10 — понятие полноценности, достроенности). Это скромное, молчаливое колено. Но есть одна проблема. Если это колено совершает ошибку, они ломаются. Проблема полноценных в том, что они не могут ошибаться, они несгибаемые.

Когда Яаков повстречался с Эйсавом, он ему поклонился. Поклонились все его дети и жены. А Биньямин еще не был рожден, он был в утробе матери. Способности поклониться нет в его генах, и в этом его проблема.

Травинка под ветром никогда не ломается, она способна склониться. А кедр ливанский во время бури может быть вырван с корнем.

Шея Шауля, сотворенная по образу «шеи Б-га», была настолько совершенна, что по определению не могла склониться.

О том, что происходило дальше, мы расскажем в следующий раз.
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.