«Шум великий» в Мицпе

Дата: | Автор: Р. Хава Куперман | версия для печати версия для печати
1164
шум великий
Тем временем, филистимляне активизируются. Прослышав, что весь еврейский народ собрался в одном месте, они решают, что это очень подходящий случай для нападения.

«И услышали сыны Израилевы, и испугались филистимлян. И сказали сыны Израилевы Шмуэлю: не переставай взывать о нас Г-споду Б-гу нашему, чтобы Он спас нас…» (Шмуэль I, 7:7-8).

«И взял Шмуэль одного ягненка-сосунка и принес его целиком во всесожжение Г-споду, и воззвал Шмуэль к Г-споду об Израиле, и внял ему Г-сподь. …И возгремел Г-сподь шумом великим над филистимлянами, и привел их в смятение, и были они разбиты Израилем. И вышли Израильтяне из Мицпы, и преследовали филистимлян, и громили их до места под Бейт-Каром. И взял Шмуэль камень и поставил его между Мицпой и Шейном, и назвал его Эвен-Аэзер (Камень помощи), и сказал: до этого места помогал нам Всевышний» (Шмуэль I, 7:9-12).

Считается, что такой «шум великий», сеющий смятение и панику, Всевышний назначил трем военным эпизодам.

Первый из них имел место, когда погоня египтян настигла евреев у расступившегося моря Суф (гром, который раздался с Небес и продолжал греметь над преследователями, вселял в них ужас, лишал рассудка; они бросались в пучины моря, не понимая, что происходит и что они делают). Второй эпизод мы только что описали. И третий случится в будущем во время войны Гога и Магога.

(Описаны еще два подобных случая. Один во время захвата Израиля евреями под предводительством Йеѓошуа, и второй, когда Двора выступила против военачальника Сисры).

То, что случилось при Мицпе, произвело на филистимлян очень сильное впечатление. Этого впечатления хватило, чтобы у них не возникало ни малейшего желания воевать с евреями на протяжении предстоящих двадцати лет. Все то время, пока пророк Шмуэль руководил еврейским народом и был его Верховным Судьей, царили мир и благополучие.

Исполняя роль Верховного Судьи, Шмуэль отличался от большинства других судей тем, что никогда не ждал, пока евреи придут к нему со своими проблемами сами.

Он брал собственный шатер (чтобы всегда, в любом месте иметь свой кров над головой, ни от кого не зависеть, ни к кому не проникаться особой симпатией, уводящей от беспристрастности, и ведущей к предвзятости); он ходил из города в город, судил и приближал людей к Б-гу. Время от времени он возвращался в свой дом в Раме (Рама означает «высокое плато»). Шмуэль никогда не стремился занять какое-то очень высокое духовное место, он старался чтобы народ стал гораздо более высоким духовно.

Есть такое понятие: если царь находится во дворце, это очень высоко и почетно. Но царь во дворце малодоступен, чтобы попасть к нему на прием, потребуется много труда и усилий. Если царь «в поле», то есть за пределами дворца, это менее почетно, но более демократично. С «царем в поле» легче встретиться и поговорить.

И у одной, и у другой ситуации есть свои плюсы и минусы. Так, жертвенник, находящийся вне Храма, подобно «царю в поле», более доступен. И Верховный Судья, который сам идет к народу, несравнимо доступнее того Судьи, который сидит в Храме.

Можно сказать, что рассматриваемый нами период весь целиком является периодом «царя в поле».
продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.