Прежде чем перейти к главе, завершающей цикл этих статей, мы должны рассмотреть еще одного родоначальника колена — Гада.
Он — первенец Зильпы, служанки Леи. Собственно, имя ему дает Леа. Она произносит слово: «багад», и затем сказано «и нарекла ему имя Гад».
«Багад» на иврите имеет несколько переводов. Слово пишется слитно, но может восприниматься как два раздельных самостоятельных слова. Первый вариант — ба и гад, если трактовать их как одно слово, получим перевод — «измена». В смысл этого перевода мы сегодня не будем углубляться. Второй вариант — ба и гад, если раздельно, переводится как «пришел Гад».
Само имя Гад также имеет несколько вариантов перевода — удача (и так переводит Раши первые слова Леи: «ба мазаль тов», «пришла удача»), резать (или обрезать).
По преданию, Гад десятый по счету, кто был обрезан за всю историю еврейского народа; первым был Авраѓам, вторым Ицхак, третьим Яаков, затем первенец Леи Реувен, затем Шимон (пятый), после него Леви, за ним Йеѓуда (седьмой), сыновья Бильѓи — Дан и Нафтали (восьмой и девятый). Гад в еврейском народе десятый ребенок, которому сделали обрезание, несмотря на то, что он один из немногих, кто родился уже обрезанным. (Отсутствие у новорожденного крайней плоти не отменяет необходимости обряда обрезания. В этом случае он носит символический характер).
Еще одно значение имени Гад — отряд. Корень этого имени состоит из трех букв — гимел и двух далет.
В случаях, когда окончание имеет две одинаковые согласные, одну из них можно сократить, вместо гдуд — отряд, получается Гад, что переводится как кориандр. А кориандр — это также и ман (см. Бемидбар 11:7). Позднее рассмотрим это более подробно.
В Торе, в книге Бемидбар (глава 32) рассказывается о том, как после захвата евреями восточной стороны Иордана к Моше подошли представители колен Гада и Реувена и попросили закрепить за ними данную территорию. Моше счел их просьбу опасной: а что, если услышав ее, и остальные выскажут такое же пожелание. На этом самом месте 38 лет назад, уже случилось подобное: разведчики, вернувшись из Эрец Исроэль, своими рассказами так напугали народ, что евреи не захотели войти в страну. Теперь они снова не захотят? Договор со Всевышним так и останется не реализованным?!
Нет! — уверяют представители Гада и Реувена, — Земля эта будет принадлежать народу Израиля, — и обещают, что пойдут первыми отвоевывать Землю Обетованную, потому что понимают: все должно быть по справедливости!
Ведь территории, на которые они претендуют, были отвоеваны всем еврейским народом, значит, и в завоевании Обещанной Б-гом страны должен участвовать весь еврейский народ, без исключения.
По договору, они должны были остаться в Израиле на семь лет, — то есть на все то время, пока идет завоевание. На самом деле, пробыли там четырнадцать лет, и вернулись на восточное побережье Иордана только тогда, когда все остальные колена получили свой надел.
Почему же Реувену, Гаду и Менаше (который вообще-то ничего не просил) достается территория на востоке?
И почему это происходит раньше, чем распределены наделы всем остальным коленам?
Восток — начало. Реувен — первенец Леи, Гад — первенец Зильпы, Менаше — первенец Йосефа (а Йосеф — первенец Рахели). Им, первенцам, достается первое (то, что является началом) по праву.
Но почему Гад так заинтересован в этой земле и просит разрешить ему тут обосноваться? Причина в том, что он знает: именно здесь будет захоронение Моше. Откуда мы это видим? Из благословения, которое Моше дает Гаду (Дварим 33, 20-21): «И высмотрел он себе начало (удел самый начальный), ибо там участок законодателя сокрыт…» Законодатель — это сам Моше. Сокрытый участок — место его захоронения, не имеющее явных географических координат, недоступного простым смертным. Гаду было важно обосноваться здесь, так как он был очень связан с Моше. Рассмотрим эти взаимосвязи…
продолжение следует