Гад — символ минимализма

Дата: | Автор: Р. Хава Куперман | версия для печати версия для печати
1222
минимализма

В земле, где поселяется Гад, — в последний раз выпадает ман.

Напомним: один из переводов имени Гад — кориандр. Ман, которым евреи питались в пустыне, имел форму, похожую на кориандр. Но маном народ Израиля обязан Моше. (Ман это самое духовное питание человека. Оно физически почти ни во что не воплощается, ни в какую конкретную материю, и потому способно давать ощущение всевозможных вкусов).

Итак, ман выпадает за счет Моисея, который, к слову сказать, сам не нуждается в физической подпитке. Трижды он поднимался на гору Синай, находился там по 40 дней, ничего не ел и не пил, а по преданию, даже не спал.

Моисей, как и Гад, появился на свет обрезанным. Что это значит?

Первый человек был создан обрезанным (полноценным). Его окружал полноценный мир. Плоды на деревьях были готовы к употреблению в пищу почти без обработки. Согрешив, человек изменил мир (совершенство ушло) и сам изменился. Он стал нуждаться в обрезании, его потомство появлялось на свет несовершенным.

Родившийся обрезанным, Гад более близок к полноценному состоянию и старается это в какой-то мере сохранить, во всяком случае, не потерять.

Зернышко кориандра — символ мана, но и минимализма.

Гад — минималист, он как спартанец. Ему не нужна роскошь, он идет по стопам Моисея, символизирующего человека, нуждающегося в самом минимуме и даже меньше, чем в минимуме. (В конце концов, по указу Всевышнего, Моше отказался даже от жены). Гад — солдат, воюющий во имя еврейского народа.

Вернемся к благословению Моше, данному им Гаду (Книга Дварим, гл. 33, 20-й посук): «Благословенно расширение границ Гада. Как лев покоится он и рвет мышцу и темя…»

Гад чрезвычайно силен. Нанося удар по врагу, он, одним взмахом меча, разрубал его надвое — от темени вниз и вправо, через череп, шею и грудную клетку отсекал часть головы и левую руку. Это на физическом уровне.

Если посмотреть более глубоко, то можно увидеть, что «темя» — штаб, «рука» — войско, солдатская масса, исполнители.

С древних времен среди военных существовала специализация. Кто-то хорошо умел выводить из строя штабы, кто-то более эффективно уничтожал войска противника. Гад громил и то, и другое. Он был цельным во всем и не делал паузы между «теменем» и «рукой».

Тут возникает интересная параллель. Когда мужчина надевает тфиллин, он накладывает их на голову и на левую руку.

Если между наложением ручного тфиллин и головного человек делает паузу, отвлекается на разговоры, — это грех. Причем настолько серьезный, что может вызывать опасения, если тому, кто его допустил, предстоит идти на войну. В принципе, если он боится этого своего греха, может не идти воевать! Ибо написано в Торе (Дварим, Шофтим 20, посук 8): «И пусть еще обратятся надсмотрщики к народу и скажут: «Тот, кто боязлив и робок сердцем, пусть идет и возвратится домой…. Дабы не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце».

Есть спор между Рабби Акивой и рабби Йосси ѓаГлили. Рабби Йосси говорит: «Речь о том, кто боится своих грехов». И приводит, в качестве примера, разговор между надеванием двух тфиллин. Человек, прерывающийся в их надевании, создает разницу между двумя тфиллин, вместо того, чтобы видеть в них одно целое. Для колена Гада не было разницы между головой и рукой: то, что надо, то и делалось — без промедления.

Еще один аспект: на войне из человека выплескивается агрессия. Если нет связи между его головой и рукой, возникает опасность, что воин станет вандалом. Колено Гада было от этого защищено, — и в плане мужества, и в плане воинской чести.

Благословляя Гада, Яаков говорит (Берейшит 49:19): «Рать будет ратовать на него, но он возвратится по пятам». Те потомки Гада, которые пойдут воевать, возвратятся «по пятам» — т.е., победив, в конце войны вернутся живыми. В иудаизме понятием «пята» нередко обозначается конец, финал. Так, сказано, что в конце времен (на «пяте» истории, в противовес «началу времен», или «голове») придет пророк Элияѓу, чтобы провозгласить о приходе Машиаха.

Кстати, на территории Гада находился не только захороненный Моше, но и живой пророк Элияѓу. Его так и называли — Элияѓу из Гильада (он не принадлежал к колену Гада, он просто жил здесь).

Пророк Элияѓу — это еще один «минималист», способный 40 дней и ночей обходиться без еды и воды.

продолжение следует

Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here