«Трей асар» — Двенадцать малых пророков

Дата: | Автор: Р. Хава Куперман | версия для печати версия для печати
1190
трей асар двенадцать малых пророков

После разрушения 1 Храма и в начале существования 2 Храма постепенно заканчивается период пророчества. В это время организуется Верховный Еврейский Суд, в состав которого входит 120 Мудрецов.

Их называют людьми (или мужами) Великого Собрания. Часть из них — пророки.

До этого исторического момента, и после него, в Главном Еврейском Суде обычно заседали 70 мудрецов, что соответствовало воле Творца. (Всевышний сказал Моше: «Собери себе 70 мудрецов»).

А тут вдруг 120! Почему? Потому что в истории еврейского народа начинается другая эпоха — эпоха, когда уже не будет Храма, не будет пророчества и большинство евреев окажутся живущими в диаспорах. К этому нужно было как следует подготовиться.

Мужи Великого Собрания записывают слова молитв, которые впредь будут звучать вместо жертвоприношений в Храме (до этого каждый еврей молился, как  хотел). Кроме того, Собрание «запечатывает» ТаНаХ — то есть определяет, что в него войдет, а что нет.

На основании чего Мудрецы принимают такие решения?

Мы говорили чуть выше, что среди них есть пророки. И на этих пророков в данный момент возложена особая миссия. Им надлежит определить, какие из пророчеств прошлого следует сохранить для грядущих поколений.

С момента выхода из Египта и до момента, о котором мы говорим, в нашем народе был один миллион двести тысяч пророков, мужчин и женщин. Сейчас нужно определить, какую роль их пророчества будут играть в веках.

Только те пророчества, которые останутся актуальными для последующих поколений, включаются Великим Собранием в ТаНаХ.

В результате этой большой, трудной и ответственной работы из всех предшествующих пророков выбирают 48 мужчин и 7 женщин. Но далеко не все изреченные ими пророчества имеют равный «вес». Кто-то из «выбранных» пророков, произнеся за всю свою жизнь множество пророчеств, удостоился того, что лишь одно-два из них значимые. Что делать с такими пророчествами?

Вот, например, был пророк по имени Беэри. В свое время он поведал людям множество пророчеств, но только два, очень короткие, оказались соответствующими требованиям, сформулированным Великим Собранием. Что делать с ними? Ведь из этого отдельной книги не выстроишь! Выход находят. Эти два пророчества вписывают в книгу пророка Йешаяу. И мы знаем точно, где в книге Йешаяу цитаты из пророка Беэри.

Еще один вариант: из пророков прошлого отбирают 12 человек, 12 «малых пророков», чьи короткие пророчества включают в сборник — общую книгу, которую называют «Трей асар» — «двенадцать» на арамейском.

Жизнь этих двенадцати пророков хронологически относится к разным периодам еврейской истории. Открывается сборник книгой пророка Ошеа.

Отметим здесь вкратце (позднее мы остановимся на этом подробнее), что конец пророчества, сделанного Ошеа, читается в Субботу между Рош аШана и Йом Кипуром. «Возвратись, Израиль…» — взывает пророк. На иврите «раскаяние» и «возвращение» имеют один и тот же корень.

Ошеа — из колена Реувена. Реувен считается первым, кто прошел путь исправления. Его потомок Ошеа — первый, кто в своем пророчестве говорит о Тшуве.

продолжение следует

Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here