Хаггай — «Зарабатываете для дырявого кошелька»

Дата: | Автор: Р. Хава Куперман | версия для печати версия для печати
500
хаггай

Несмотря на запрет Персидского правительства, Хаггай побуждает евреев продолжить строительство Храма (фундамент которого уже заложен). От имени Всевышнего пророк говорит (глава 1, стихи 4-6): «Время ли вам самим сидеть в домах ваших крытых — а дом этот (Храм) разрушен? …обратите сердце свое к путям вашим. Сеете вы много, а собираете мало. Едите и не насыщаетесь, пьете, но не напиваетесь, одеваетесь, но нет тепла никому, а нанимающийся зарабатывает для дырявого кошелька».

По сути, устами Хаггая Б-г указывает народу, что его тяжелейшее положение — и материальное, и моральное — результат прекращения строительства Храма.

Запрет продолжать строительство действительно создавал в еврейском народе тяжелейшее психологическое состояние. Евреям казалось, что Храм уже никогда не будет построен. Хаггай призывает взять деревья и продолжить работу, говоря, что Г-сподь будет благоволить к народу и способствовать ему.

Да, Второй Храм станет временным и как будто ненастоящим. Да, в нем не будет пророчества, в святая Святых не будет Ковчега Завета, не будут светиться урим и тумим на нагруднике Первосвященника, значит, нельзя будет получать ответы Всевышнего на поставленные вопросы. И Шхины тоже не будет. И на жертвеннике не будет того небесного огня, какой был в Первом Храме (то есть огонь будет, но уже не в форме льва, как это было раньше, а в форме собаки, что, конечно, принизит отношение к Храму у евреев).

Евреи знают об этом, и им это не прибавляет энтузиазма. Ведь тем более жалко прикладывать так много усилий ради «пустого Дома»!

Зачем идти против персов, рисковать, если это будет «ничто»?! Люди, которые жили при Первом Храме и бывали в нем, когда он еще не был разрушен, при виде Второго Храма приходили в ужас, воспринимая его как совершенное «не то».

Хаггай (2 глава, 3 стих и далее) говорит: «Кто остался меж вами, видевший Дом этот в славе его прежней? И каким видите вы его сейчас? Ведь как ничто он в глазах ваших!»

Есть мнение, что если бы народ, зная все это, укрепился в вере и строил бы Второй Храм очень быстро и усердно, — этот Храм стал бы последним Храмом. То есть, пришел бы Машиах и наступил конец времен. Хаггай, передавая в своем пророчестве слова Б-га, старался приблизить приход Машиаха, побуждая евреев к строительству. Но, увы, этого не случилось.

Отец Хаггая не был пророком, имя его неизвестно. Однако известны вожди того периода. Главный священник — Йеошуа, сын Йеоцадака. И наместник, правящий в Иудее от имени персидского царя, — потомок царя Давида — Зерубавель, сын Шалтиэйля.

Во 2-й главе, начиная с 10-го стиха и далее, приводятся законы святости и дважды упоминается дата «двадцать четвертый день девятого месяца». Это день накануне Хануки, события которой на тот момент — дело будущего. В Хануку вопросы святости встают с особенной остротой. От того, «что остается священным, а что станет нечистым?», — зависит возможность служения в Храме.

Пророк говорит, что в двадцать четвертый день девятого месяца может произойти нечто грандиозное, что-то, что войдет в историю, и это повлечет за собой существенные политические изменения.

Действительно, так и будет: когда евреи восстанут против греков, они тем самым перевернут политическую ситуацию.

В 21, 22 и 23 стихах 2-й главы пророк говорит от имени Б-га: «Скажи Зерубавелю, правителю Йеуды, так: Я сотрясу небо и землю, и опрокину престол царств, и истреблю силу царств народов, и опрокину колесницы и всадников их, и низринуты буду кони и всадники их — каждый мечом брата своего (в чужих народах станут убивать один другого). В тот день… Я возьму тебя, Зерубавель, …рабом себе, — слово Г-спода, — и сделаю (хранить буду) тебя, как печать, ибо тебя Я избрал, — слово Г-спода Цеваота».

Приведенные строки говорят об избранности евреев и о том, что Всевышний будет их защитником. Пророчество о лошадях и колесницах несет в себе определенную символику. Но поскольку эти образы несколько раз повторяются и у пророка Зехарьи, мы остановимся на них позднее.

продолжение следует

Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here